Народный промысел центральной россии: размещение и центры
Содержание:
- Гусевский хрусталь
- Жостовская роспись
- Варнавинская резьба по кости
- Ростовская финифть
- Знаменитая русская «Матрёшка».
- Жостковские подносы
- Шемогодская прорезная береста
- Дымковская игрушка — сочинение
- Хохлома
- Комментарии
- Дымковская игрушка
- Русские ремесла и старинные народные промыслы России
- Жостовская роспись
- Вятское кружево
- Исторические корни
- Янтарный промысел.
- Послесловие
- Уральские горки.
- Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
- Глиняные изделия и хохломская роспись
Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Гусевский хрусталь
Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Гусевский хрусталь
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Поднос с жостовской росписью
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Поднос с жостовской росписью
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Варнавинская резьба по кости
Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Ростовская финифть
Этот вид кустарникового промысла имеет очень глубокие корни. Финифть представляет собой роспись по металлической поверхности, которая покрыта эмалью. Она отличается хорошей устойчивостью, изделия сохраняют свой привлекательный вид даже по прошествии длительного времени. Как и многие другие промыслы, ростовская финифть зародилась благодаря иконописцам. Она украшала не только изображения ликов святых, но и другие предметы церковного обихода. Данная роспись отличается большим многообразием сюжетов. Это цветы, известные персоны, фольклор, история. Специальные краски после обжига придают рисунку яркость и блеск.
Знаменитая русская «Матрёшка».
Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, иллюстратор детских книг.
Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы. Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи. Матрёшку украшали и гжельской, жостовской, хохломской и палехской росписью.
Жостковские подносы
Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.
Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Шемогодская прорезная береста
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
Шемогодская прорезная береста
В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Дымковская игрушка — сочинение
На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Вариант 2
Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.
Откуда взялась дымковская игрушка?
Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.
С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.
Как делают дымковскую игрушку?
Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.
Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.
Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.
Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.
Особенности росписи дымковских игрушек
Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.
Дымковский промысел в наши дни
Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.
Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.
Сочинение на тему “Поход в театр” для 4–8 классов.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Хохломская роспись
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Хохломская роспись на разделочной доске
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Комментарии
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Александр собянинбуржец
сегодня в 02:34
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
вчера в 14:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
вчера в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
вчера в 02:07
Страна обломовых
Емеля
19 сентября в 16:12
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Фальстарт капитализма и социализма
А Сидороввалуа
30 июля в 07:50
Взращивание совести по собственной воле
Mstislav
28 июля в 12:05
Соображения по вакцинации
Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22
Марафон по 6 приоритетам
Александр Вершинин
27 июля в 09:39
Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем
Александр Вершинин
27 июля в 09:03
По обстоятельствам неумолимой силы
МФасхутдинов
24 июля в 22:38
Будущее не рифмуется с Европой…
МФасхутдинов
24 июля в 21:31
Дымковская игрушка
Дымковская слобода, стоящая на берегу реки Вятки, родила еще один народный промысел Центральной России. Именно там жили умельцы, которые на гончарном круге изготавливали хозяйственно-бытовые товары и игрушки. Последние представляли собой свистульки, которые забавляли детей. По преданию считалось, что свистом можно приманить бога солнца – Ярилу. Вятичи даже отмечали своеобразный день весны и тепла. Поэтому свистульки в виде различных зверей были настолько яркими и нарядными, что дарили людям ощущение праздника.
Мастера делали свои произведения красочными и пестрыми. Чаще всего игрушками становились животные с хозяйственного двора – индюки, петухи, утки, бараны.
Через много лет после этого известный художник Апполинарий Васнецов изображал на своих полотнах дымковские игрушки. Он приходил в полный восторг при упоминании о свистульках и восхищался ими, как античными скульптурами.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Жостовская роспись
Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона – красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера.
Цветочные композиции, букеты – вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы
Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить – все будет более значительно и динамично
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Вятское кружево
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
Вятское кружево
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Исторические корни
Народный промысел Центральной России в виде различных ремесел стал зарождаться в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Тогда изготовлением произведений искусства занимались мастера, которые со временем стали образовывать целые поселения.
Но людей подтолкнуло к развитию своих творческих способностей совсем не стремление к прекрасному, а голод и нищета. Основные заработки жителям территории современной России приносил летний период. В это время крестьяне трудились на земле, собирали урожай, выпасали скот. На зиму селяне делали заготовки, но растягивать запасы на весь «мертвый сезон» было очень сложно. Поэтому для того, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать поделки, которые отправляли на продажу. Активно торговать собственноручно изготовленными произведениями жители начали в семнадцатом веке.
Активнее всего народные художественные промыслы Центральной России развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесистой местности преобладали деревянные поделки, в регионах с каменистой почвой – каменные изваяния. Также немалую роль играл интерес со стороны покупателей, который стимулировал народных умельцев создавать определенные сувениры.
Янтарный промысел.
Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.
Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.
Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.
Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом. При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.
Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.
Послесловие
Источник
Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе, по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры…
Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства.
Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели.
В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.
И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь.
Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.
Уральские горки.
Камней, которые используются в ювелирном деле, существует огромное множество. Ознакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Уральской горки. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Если взять эти же самые камни и сложить в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.
Горки из самоцветов — истинно российский, точнее уральский продукт. Как искусство, они появились в XVIII веке на Урале и пользовались тогда хорошим спросом у вельмож и состоятельных купцов. Сегодня эти традиции продолжены современными мастерами, а их работы пользуются огромной популярностью. На конусовидной основе с помощью цемента крепятся образцы цветных поделочных и драгоценных камней, встречающиеся в природе. Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, сростков кристаллов или друз, спилов. В какой-то мере этим способом имитируются природные условия залегания камня. Горки предназначаются для музеев, выставок, минералогических кабинетов.
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
Источник
Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.
В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.
То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.
Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.
Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.
Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.
Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.
Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.
Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:
Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?
В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.
Глиняные изделия и хохломская роспись
На Кубани гончары создавали посуду, которую в этих краях называли глечиками или макитрами. Точно так же, как деды и прадеды, народные умельцы работают с глиной в наши дни.
Изделия современных мастеров всегда пользуются спросом. Сегодня это уже не музейные экспонаты. Находится немало желающих приобрести тот или иной глиняный шедевр — предмет быта или игрушку.
Прикасаясь к керамике, человек имеет возможность окунуться в глубину веков и почувствовать в своих руках древний материал, рассмотреть богатство орнамента. Лепкой из глины можно заниматься в любом возрасте, такой процесс очень привлекает детей. Для них это особенно полезно, ведь во время работы происходит развитие моторики, фантазии и пространственного мышления.
Юному мастеру необходимы аккуратность и усидчивость. На непросохшем изделии обычно делают разнообразные прорези, изгибы, наносят определенный рисунок. Это возможность выразить свои чувства и настроение. Все здесь зависит от воображения автора.
Народные ремёсла развивались и складывались веками. У каждого промысла были свои особенности, секреты и язык. Несколько столетий назад на нижегородской земле возникла хохломская роспись. Хохлому нередко называют золотой.
Хохломские мастера использовали в работе яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвет. Золотистого эффекта мастера добиваются интересным способом:
- Деревянная посуда натирается алюминиевым порошком.
- После росписи её покрывают специальной олифой.
- Обрабатывают три-четыре раза в печи. Благодаря закалке изделие приобретает медовый оттенок.
Хохломская роспись — яркое национальное явление. Это народное искусство не перепутать ни с каким другим. Чаще всего в хохломе можно видеть растительный орнамент: вьющиеся ветви с гроздьями ягод, напоминающими гибкую виноградную лозу.
Колорит росписи обязан своим происхождением древнерусской декоративной культуре XVII столетия. В эту эпоху такие же сочетания цветов встречаются в иконах и фресках, в росписи церковной утвари. Узоры из трав с особыми волнообразными ритмами можно было видеть в резном уборе и росписях храмов того времени, на чеканных окладах икон и в золоченой резьбе иконостасов. Фрески с травяными мотивами украшали церкви разных русских городов, в том числе Нижнего Новгорода.