Культурная мощь россии

Дымковская игрушка

Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.


С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади

Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.

Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ – даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки.

О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

Городецкая роспись

И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел. Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь.

В чем особенности промысла? Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков. Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза.

Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь (но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали). Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.

Янтарный промысел.

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

Современное ремесло за рубежом

К сожалению, как и в России, ремесленное дело в большинстве зарубежных стран пришло в упадок. В развитых европейских странах вообще очень сложно найти частную компанию, которая занималась бы ручным производством. В основном ремесленные мастерские можно встретить в странах 3-го мира, где туризм — основной источник дохода. Для приезжих они изготавливают различные предметы быта, сувениры на память и тому подобное.

Однако хотелось бы отметить, что в последние годы среди богатейших людей стало модным заполучить эксклюзивную вещь. Часто их делают на заказ и в единственном экземпляре. Фактически почти забытое понятие обрело новый смысл. Поэтому на вопрос о том, что такое ремесло, определение можно дать и такое: изготовление вещей и предметов быта под заказ. Среди основных профессий новых «ремесленников» можно отметить кутюрье, сапожников, портных, автослесарей, плотников и тому подобное.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация РІ изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Как сделать праздничный головной убор русских девушек?

Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

Вот что потребуется, для того, чтобы сделать старинную повязку на голову:

  • белая х/б ткань;
  • голубой и белый шелк;
  • белый шнур (сутаж);
  • холст;
  • мелкий белый бисер;
  • крупные стразы — 2 белых и 3 голубые, средние: 2 голубых и 3 светло-желтых;
  • маленькие стразы — 9 голубых, 3 желтых и 3 зеленых;
  • картон;
  • бисерные иглы;
  • 2 жемчужные нити по 30 см;
  • белые нитки;
  • большие пяльцы или деревянный подрамник;
  • ножницы.

Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань. Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».

Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.

Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.

Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.

Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.

Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё — кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

Оренбургский платок

Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более чем два с половиной столетия назад в Оренбургском крае. Заслуга его появления не только у рукодельниц-пуховниц, но и у серьезных ученых. Так, Петр Рычков опубликовал исследование о козьей шерсти и выступил инициатором развития пуховязального промысла в крае.

В 1851 году на Лондонской международной выставке оренбургский платок получил широчайшее признание. И уже в последние годы существования Российской империи платки достигли пика своей востребованности: даже англичане стали делать похожие изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Жостовская роспись

Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона – красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера.

Цветочные композиции, букеты – вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы

Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить – все будет более значительно и динамично

ПРО жостовскую роспись: История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса

Специализация цехов

Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и совершенствованием техники стало увеличиваться техническое разделение труда, оно происходило между отдельными мастерскими, а не внутри мастерских. Это приводило к увеличению числа профессий и цехов. Так:

  • В производстве тканей были заняты цехи шерстобитов, прядильщиков, ткачей.
  • После тканья сукно подвергалось валянию, которое происходило в особых валяльяых мастерских – сукновальнях.
  • Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу.

Все подобные операции представляли собой специальности отдельных цехов.

Изготовлением металлических изделий занимались цеха ножовщиков, оружейников и т. д., причем цех ножовщиков распадался на изготовителей лезвий и черенков ножей.

Кожевенное производство состояло из сапожного, ременного, сумочного и других цехов.

Таким образом, рост техники и специализации производства не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к созданию все новых и новых цехов. В любом городе они насчитывались десятками, а в некоторых даже сотнями. В Париже в начале XIV в. было свыше 300 ремесленных цехов, объединявших 5,5 тыс. ремесленников.

Рекомендуем также:

Развитие металлургии в средние века

Земледелие в средние века

Добыча полезных ископаемых в Европе в средние века

Изобретение бумаги и развитие книгопечатания

Развитие металлургии в Приуральском очаге ямной культуры

История и развитие испанской корриды

А что на счет пивоварения?

Кого-то в современном мире еще можно удивить пивом? Ведь количество сортов этого напитка попросту огромно. Да, это правда, вполне вероятно, что вам придется нелегко. Но, если вы ценитель пива, то знаете о том, что каждый сорт по-своему особый, обладает уникальным ароматом и вкусовыми качествами.

Все, что от вас требуется, — изготовить действительно вкусный, качественный напиток и угостить им несколько десятков (или сотен) друзей и знакомых. Конечно же, производство пива в промышленных масштабах требует значительных денежных влияний. Поэтому начать стоит с небольшой, домашней пивоварни.

Обучение ремесленничеству[∗] подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»

Ремесленник может на безвозмездной основе осуществлять обучение ремесленной деятельности В данном случае под обучением ремесленной деятельности понимается передача физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, ученикам ремесленника знаний, навыков и умения определенного (определенных) вида (видов) ремесленной деятельности. на основании договора об обучении ремесленной деятельности.

Срок обучения ремесленничеству не должен превышать двух лет. При этом ремесленник может одновременно обучать не более трех учеников.

Сырье, материалы, оборудование, инструменты, а также другие средства, необходимые для обучения ремесленной деятельности, выделяются (приобретаются) за счет собственных средств ремесленника. Изготовленные учеником товары (их части) являются собственностью ремесленника. В тоже время договором могут быть предусмотрены другие условия приобретения материалов для обучения ремесленничеству и возникновения права собственности изготовленные при таком обучении товары или их части.

Дальнейшее развитие

Эпоха Возрождения – время, когда общество переходит от феодализма к капитализму – известно не только расцветом искусства. Для ремесленничества, главным образом, важна промышленная революция. Аграрное общество становится индустриальным, промышленный переворот начинается в 18 веке и длится весь 19 век.

Новый машинный способ производства заменяет старый, т.е. ремесленный, и к середине 19 столетия он фактически вытесняет ремесленничество. Но, к счастью, наверное, со старыми, традиционными приемами, формировавшимися столетиями, невозможно так легко расстаться.

Здесь происходят иные формации: машинное производство не нуждается в украшении своего продукта. Зачем, например, станку узор или орнамент? Зачем исследовательскому прибору быть декорированным? Капиталист производит товар, который потребитель будет использовать по назначению, довольствуясь чисто технической формой.

Итак, цивилизация становится промышленной. Машины начинают производить машины. Появляется ткацкий станок, паровоз и пароход, паровая машина, винтовка и др. Они будут названы фундаментальными открытиями. Определение ремесла меняется – оно более не движет запросами общества. Но оно и не теряется. Общество становится промышленным, но природа человека не подвержена таким быстрым изменениям. Он все также испытывает эстетические потребности, и если примитивному ремеслу их не удовлетворить, то искусные мастера могут побороться за право на жизнь.

И они выживают. Например, в Викторианскую эпоху появляется британское художественное движение искусств и ремесел. Его участники изготавливают предметы декоративно-прикладного искусства, сближая друг с другом высокое искусство и кустарные практики. Уильям Моррис, основоположник движения, пытался своим делом противостоять «бездушному машинному производству». Был у движения и русский аналог – худсодружства в Талашкино и Абрамцево.

Понятие в других странах мира

Следует отметить, что осуществление ремесленной деятельности не является сегодня чем-то необычным для ведущих государств мира. Такие термины как «ремесленничество», «ремесленник» повсеместно применяются в национальных законодательствах стран того же Евросоюза, ООН и ВТО.

Разберем международные толкования важнейших понятий:

  • Ремесленные предприятия. Так называются малые бизнес-структуры (напоминающие российских ИП), обеспечивающие население услугами и товарами, необходимыми для обустройства быта, комфортной жизни. Предназначение такой продукции довольно широкое: от благоустройства помещения до изменения внешнего облика человека.
  • Ремесленная деятельность (в ее зарубежном понимании). Комплекс трудовой деятельности (предпринимательской или/и производственной), который основывается на личном вкладе, труде работника. При этом он применяет свои специальные знания, навыки, использует известные технологии, материалы. Может использовать современное высокопроизводительное оборудование и инструментарий вплоть до автоматизации каких-то частей, этапов технологического процесса.

К ремесленной производственной деятельности в данном ключе не относится та, результатом которой является какой-либо интеллектуальный продукт/услуга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector