Русские народные промыслы

Художественная роспись в России

С древних времен на Руси расписывали продукция из дерева, металла. Оригинальными узорами и замысловатыми сюжетами украшали детские игрушки, мебель и прочие предметы быта. В разных регионах имелась собственная технология нанесения рисунка.

Городецкая роспись

Родина промысла – Поволжье. В небольших поселениях Нижегородской губернии нашлись настоящие умельцы данного ремесла. Деревушки раскинулась неподалеку от крупного населенного пункта под названием Городец.

Здесь регулярно проходили выставки и ярмарки, на которых мастера продавали собственную продукцию. Отсюда и пошло название ремесла.

Полховско-Майданская роспись

Искусство зародилось на юге Нижегородской области. В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла. Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад.

Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца.

Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный.

Палехская роспись

Возникла относительно недавно, во времена СССР. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность.

Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий – живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей.

Роспись Жостово

Промысел зародился в 1825 году. Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий – большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции.

Гжель

Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена – цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон.

Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины.

Хохлома

Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья.

Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память.

Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства.

Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?

Источник

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.

То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.

Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.

Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.

Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.

Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:

Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Берестяное производство

Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.

Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты.


Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Послесловие

Источник

Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе, по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры…

Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства.

Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели.

В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.

И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь.

Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

Гжель

Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором.

Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке. Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений.

Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего. Самый известный узор гжели – роза (агашка). Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т.д.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду. Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды. Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств. В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной. К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии. Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс

Гжель Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Народная игрушка

Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.

Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Дымковская игрушка

Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.


С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади

Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.

Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ – даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки.

О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

Заключение

Государство, к сожалению, поддерживает народные промыслы точечно и крохами, в 2017 году на это было выделено 450 млн рублей. Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности. Но денег не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в «Реестр народного художественного промысла» Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства.

Ассоциация народных художественных промыслов давно бьётся за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но всё пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью.

Источник

Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность, но необходимо понимание, что такие шедевры и создаются только ручным трудом, а не в рамках «цифровой экономики», а также то, что такие шедевры не могут быть средством накопления, что народные промыслы — это не товар, что это — сфера нашего мировоззрения, один из способов его передачи нашим детям.

Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные народные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый криптоколониальный по всему народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких «рыночных условиях» многие и многие предприятия худпромыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно — на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание, да на то, что художественные народные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам. Сегодня много энтузиастов поднимают архивы, поднимают народные промыслы из небытия просто по велению души. И без всякого сомнения — это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народа.

Выводы

В конце сочинения «Русские народные промыслы» можно отметить, что Россия известна не только художественными росписями, но и кружевами, изготовлением игрушек. Можно кратко рассказать о том, как развивалось народное творчество в советскую эпоху. Затем коротко отметить, как обстоят дела с народными промыслами в современном обществе. Это нужно сделать для того, чтобы читатели понимали, что мастера продолжают совершенствовать свое искусство.

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector