Все о резьбе по дереву

Рабочий процесс

Прорезная резьба по дереву, трафареты для которой должны быть подготовлены предварительно, начинается с переведения рисунка на деревянную заготовку. Фоновые участки, которые будут вырезаться, выделяют путем штриховки. Рядом с линиями рисунка просверливают отверстия определенного диаметра, чтобы в них можно было завести полотно пилки.

Далее производится опиловка вплотную к контурам рисунка. Узкими полотнами ножовок выполняется прорезная резьба, трафареты для которой были подобраны сложные, т. е. с мелкими деталями и крутыми изгибами. Выпиливание крупных деталей с прямыми или плавными линиями контура осуществляется посредством более широких полотен.

Виды прорезной резьбы

Прорезные изображения характеризуются наличием сквозных узоров. Они могут быть плоскими или объёмными в последнем случае после создания его обрабатывают с помощью специальных ножей, применяемых для обработки дерева. Рельефную резьбу также называют кружевной.

Если изображение остаётся в том виде, когда видны сделанные мастером отверстия, то такие изображения можно назвать сквозными. Иногда его наклеивают на деревянную основу и получается своего рода барельеф. В этом случае узор называют накладным.

Эта техника применяется также для домовых прорезных изделий. В этом случае речь идёт об изготовлении деталей для украшения деревянных домов. Она имеет свои характерные особенности. Одной из них является стремление избегать мелких деталей.

Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея

Шаблон наличников на окна — 1

Шаблон наличников на окна — 2

Шаблон наличников на окна — 3

Шаблон наличников на окна — 4 Шаблон наличников на окна — 5

Шаблон наличников на окна — 6

Шаблон наличников на окна — 7

Шаблон наличников на окна — 8

Шаблон наличников на окна — 9

Шаблон наличников на окна — 10

Шаблон наличников на окна — 11

Шаблон наличников на окна — 12

Шаблон наличников на окна — 13

Шаблон наличников на окна — 14 Шаблон наличников на окна — 15

Шаблон наличников на окна — 16

Шаблон наличников на окна — 17

Шаблон наличников на окна — 18

Шаблон наличников на окна — 19

Шаблон наличников на окна — 20

Шаблон наличников на окна — 21

Шаблон наличников на окна — 22

Шаблон наличников на окна — 23

Шаблон наличников на окна — 24

Шаблон наличников на окна — 25

Шаблон наличников на окна — 26

Эскиз наличников на окна — петух

Эскиз наличников на окна в виде петушка на шпиле

Эскиз наличников на окна — лошадь

Эскиз наличников на окна — конь

Эскиз наличников на окна — кораблик

Эскиз наличников на окна — бабочка Эскиз наличников на окна — листочек

Эскиз наличников на окна — лист кленовый

Эскиз наличников на окна — узор с рыбкой (правая)

Эскиз наличников на окна — узор с рыбой (левая)

Эскиз наличников на окна — узор с птичкой (левая) Эскиз наличников на окна — узор с птицей (правая) Эскиз наличников на окна — голуби

Эскиз наличников на окна — орнамент с золотой рыбкой Эскиз наличников на окна — жолуди

Эскиз наличников на окна — цветы

Эскиз наличников на окна — цветочки

Эскиз наличников на окна — розы

Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (правая)

Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (левая)

Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-2 Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-3 Эскиз наличников на окна — орнамент с виноградом Эскиз наличников на окна — орнамент с цветами Эскиз наличников на окна — растения

Эскиз наличников на окна — подсолнухи

Эскиз наличников на окна — красивый орнамент

Эскиз наличников на окна — красивый узор

Узор резных наличников на окна — 1 Узор резных наличников на окна — 2

Узор резных наличников на окна — 3

Узор резных наличников на окна — 4 Узор резных наличников на окна — 5

Узор резных наличников на окна — 6 Узор резных наличников на окна — 7

Узор резных наличников на окна — 8

Узор резных наличников на окна — 9 Узор резных наличников на окна — 10

Узор резных наличников на окна — 11

Узор резных наличников на окна — 12 Узор резных наличников на окна — 13

Узор резных наличников на окна — 14

Узор резных наличников на окна — 15

Узор резных наличников на окна — 16

Орнамент резных наличников на окна и двери

Резные узоры для наличников на окна — 1

Резные узоры для наличников на окна — 2

Резные узоры для наличников на окна — 3

Резные узоры для наличников на окна — 4

Резные узоры для наличников на окна — 5

Резные узоры для наличников на окна — 6

Доклад №2

Резьба по дереву — это очень древнее ремесло. Ее актуальность сохранилась до сегодняшнего времени

Изделия, выполненные с помощью этой технологии очень красивы на вид и,что не мало важно экологичны. С давних времен деревянные избы на Руси украшались элементами резьбы

Это было очень просто и доступно в изготовлении. Но самое главное это было достаточно красиво.

Сначала для резьбы применялись инструменты, которые были у всех. Это топор, пила и несколько стамесок. За долгое время инструменты резчика изменялись и совершенствовались. Сейчас даже существуют станки для резьбы по дереву, с помощью которых можно в произведении воплотить самые сложные идеи.

Дерево — красивый материал. Он легко поддается обработке и изменениям. Работы из него кажутся настолько изысканными, что некоторые из них можно сравнить с кружевной тканью. Вид художественной резьбы зависит выбранной породы дерева. Например для рельефной и скульптурной резки использую заготовки с более мягкой древесиной. Для этого может служить липа или береза. При изготовлении мебели, для продления ее срока службы и очень роскошного вида, применяют ценные породы деревьев. Изделия из ореха и красного дерева могут украшать домашний интерьер не один десяток лет.

Одним из самых древних видов художественной резьбы является — геометрическая резьба. Суть этого метода заключается в том, что выполняя на поверхности дерева многогранные выемки, получается узор в виде различных геометрических фигур. Это могут быть окружности, квадраты, треугольники. Выполнение геометрической резьбы достаточно простое в исполнении и не требует каких либо сложных инструментов. Но с ее помощью получаются достаточно красивые и оригинальные орнаменты. С помощью этой технологии получаются отличные работы с изображением растительных форм. Это и листья, и ягоды, цветы и колоски. В этом исполнении очень красивы изделия как в матовой так и полированной отделке. Для нее используют мягкую древесину. Преимущественно это липа. Этот вид резьбы широко применяется в производстве шкатулок и других мелких изделиях, в производстве мебели и для украшения строений.

Одной из разновидности геометрической резьбы является контурная резьба. Она требует уже большего опыта. Здесь уже вместо геометрических фигур появляются пейзажные изображения, очертания различных предметов и композиции из цветов. Этот вид резьбы используют ля производства деревянных панно с различной тематикой. С помощью техники подрезания и надрезания дерева из-под ножа резчика выходят уже целые рисунки. Четкость изображения выполняемого узора зависит от глубины прорезаемых линий. Выполняется работа с применением этой технологии не только на древесине, но и на фанере.

Самыми сложными по технике исполнения считаются рельефная и скульптурная резьба. Эти процессы резки по дереву требуют от мастера огромного мастерства и точности. Здесь изображения отделены от общего фона и являются рельефными. В случае с объемной резьбой они представлены вообще в виде отдельной скульптуры. Для этих типов резьбы уже требуется специальный инструмент.

Не зависимо от того какой вид резьбы использует мастер, если он талантлив то он всегда сможет воплотить в дерево свое видение прекрасного, создавая настоящее произведение искусства. Каждая работа мастера полностью не похожа одна на другую, поэтому никогда на возможно найти два совершенно одинаковых изделия даже если их сотворил один мастер.

6 класс

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

      Наиболее подходящей соломкой для плетения различных изделий была ржаная соломка, которая отличалась наличием ровного стебля с длинными междоузлиями и небольшим уменьшением толщины стебля по всей длине.
Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.
     У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-жёлтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, её используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Особенности разных пород древесины

То, насколько качественно, быстро и аккуратно будет выполнена прорезная резьба, зависит не только от уровня мастерства исполнителя, но и от древесины. Каждая порода обладает своими уникальными свойствами, которые обязательно следует учесть при выборе материала для заготовки.

Сосна. Самая доступная и недорогая древесина, однако для резьбы мало подходящая, причем не только из-за смолистости. Дело в том, что она состоит из твердых и мягких слоев. Резку и шлифовку изделий из сосны выполнять довольно трудно из-за разности структур, так как нож и наждачная бумага «берут» их по-разному

Плюс ко всему, эта порода древесины имеет ярко выраженную текстуру, которая отвлекает внимание от самого рисунка резьбы, особенно если он мелкий.
Осина. Прорезная резьба из этой древесины сопряжена с трудностями, связанными с мягкостью ее структуры

Несмотря на то что режется осина, как масло, инструмент при резке «вязнет», а сама она мнется. Новичкам-резчикам, не имеющим опыта работы с этим материалом, начинать с него свою «карьеру» однозначно не стоит, как, впрочем, и с сосны.
Береза и липа. Эти породы древесины обладают красивой однотонной структурой, необходимой твердостью и одновременно податливостью, что позволяет реализовать в изделиях даже самые сложные и замысловатые эскизы прорезной резьбы.
Слива. Твердая, очень красивая на поперечном срезе и хорошо поддающаяся всем видам обработки древесина. Она отлично подходит для создания изделий с мелким рисунком, например, женских украшений.

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Как сэкономить на резьбе по дереву

Существенно снизить свои текущие расходы можно, если вы научитесь самостоятельно затачивать свои инструменты. Ножи при работе с древесиной быстро затупляются, что затрудняет работу и приводит к снижению качества готового изделия. Многие резчики отдают свои инструменты на заточку, однако эту процедуру приходится проводить довольно часто, и в итоге расходы заметно возрастают. На самом деле, затачивать ножи вовсе не так сложно, как кажется. Этому вполне можно научиться. Так вы сможете сэкономить не только свои деньги, но и время (заточка у хорошего востребованного мастера занимает минимум неделю). 

Для работы с деревом потребуется отдельная мастерская. Это может быть и подсобное помещение (например, в сарае или гараже) или даже отдельная комната в вашей квартире (хотя это не самый лучший вариант) или доме. Главное, чтобы помещение отапливалось и хорошо проветривалось. Вам понадобится минимальный набор мебели: устойчивый стол с деревянной столешницей, столик для затачивания, правки и доводки инструмента, два табурета, шкафчик для инструментов и материалов. Для работы необходимо наличие достаточно яркого рассеянного освещения плюс дополнительный светильник направленного действия для мелких работ – резьбы, росписи, выжигания и т. д.

В зависимости от того, какие изделия планируется производить, могут использоваться различные части и виды древесины. Начинающим резчикам по деревам обычно рекомендуют работать с липой, осиной или ольхой. Такая древесина достаточно мягкая, хорошо режется в любых направлениях волокон. 

Из липы и березы обычно делают мелкие игрушки, фигурки, предметы. Этот материал мягкий, однородный и простой в обработке, но отличается хрупкостью и занозистостью. Для изделий с геометрической резьбой по дереву (шкатулки, разделочные доски) подходит кедровая древесина, которая, с одной стороны, податлива в работе, с другой имеет однородную структуру. Впрочем, в некоторых регионах нашей страны (например, на юге) найти этот материал будет непросто. Для остальных видов резьбы (домовая, или корабельная, ажурная, скульптурная, плоскорельефная и т. д.) подходят различные распространенные породы дерева.
Резьба по дереву наиболее распространена в средней части России и на севере страны. И это неудивительно, ведь эти регионы славятся своими лесами. Найти подходящую по качеству и виду древесину, к примеру, в Карелии будет намного проще, нежели в Краснодарском крае. Учитывайте и тот факт, что древесина для резки должна быть предварительно обработана и высушена. Заготавливать материал можно (а при больших объемах производства и нужно) самостоятельно. Но на это уходит слишком много времени (например, древесина липы выдерживается в течение пяти лет). Поэтому целесообразно в самом начале своей работы использовать готовый под резьбу, высушенный, выдержанный пиломатериал (доски толщиной 25-30 мм). 

Содержание влажности в такой древесине не должно превышать 10 %. Отдавайте предпочтение пластичной, мягкой, прямослойной древесине тангенциального распила. Мягкость и пластичность материала можно определить следующим образом: выполнить на остроганном неиспользуемом участке плоскости доски несколько элементов резьбы разной конфигурации. А прямослойность древесины легко определить на глаз – по ее текстуре. Готовые изделия красят гуашью, акриловыми и темперными красками, морилками, а затем вскрывают безопасным масляным лаком.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Особенности

Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.

Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.

Плосковыемчатая резьба

Илоскоюяемчатпя резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).

Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Виды

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector