Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками: виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы

Содержание:

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Обзор видов

Сейчас есть несколько основных видов резьбы по дереву. Каждый из них имеет свои особенности.

Ажурная

Этот вид резьбы пользуется популярностью с древних времен. Ранее считалось, что ажурные узоры на дверях и окнах защищают дом от злых духов. Они запутываются в кружеве и не могут попасть в дом.

Сейчас ажурная резьба используется для украшения мебели, перегородок, посуды и различных поделок. Выглядит такой декор изящно и необычно. Особенно красиво смотрится пропильная или же сквозная резьба.

Восточная

Этот вид художественной резьбы отличается особым изяществом. Рисунки состоят из тонких завитков. На создание таких узоров обычно уходит очень большое количество времени. Поэтому мастеру, который хочет освоить эту технику, нужно запастись терпением.

Геометрическая

Наибольшей популярностью среди новичков пользуется геометрическая резьба. Она привлекательна и проста в освоении. Готовые узоры состоят из простых геометрических фигур. Как правило, изделия украшают простые клинообразные выемки. Выглядит готовая работа просто, но привлекательно.

Рельефная

Узор, нанесенный на поверхность дерева таким образом, возвышается над общим фоном. Выглядит он красиво и объемно. Такие орнаменты смотрятся реалистично и эффектно. Рельефная резьба украшает наличники, фризы домов, элементы дверей и ворот.

В стиле барокко

Этот стиль возник в Италии в XVI столетии. Для него характерно использование большого количества различных декоративных деталей. Часто поделки из древесины в этом стиле украшают растительные узоры. Например, изображения роз или лилий.

Самым известным резчиком, работавшем в этом стиле является Гринлинг Гиббонс. Его изделия украшали изысканные цветы, листья, рыбы и птицы. Рассматривая работы этого мастера, можно узнать все о главных особенностях данного стилистического направления.

Объемная

Работая в этой технике, кусок дерева можно превратить в изящную скульптуру небольшого размера. Метод используют для оформления зеркальных рам, лестничных перил, балясин, накладок или удобной мебели. Готовые изделия выглядят красиво и изысканно.

Кудринская

Этот вид резьбы появился в конце XIX столетия. Его основателями стали мастера, работавшие в усадьбе Абрамцево, находящейся под Москвой. Большинство из них были родом из поселка Кудрино. Именно из-за этого данная техника и получила свое название.

Мастера, работающие в этой технике, изготавливали сувениры и различные бытовые вещи. Сейчас она также пользуется популярностью среди любителей творчества. Украшают такие изделия орнаменты, состоящие из ветвей и листьев, которые постоянно повторяются. Между этими растительными гирляндами находятся другие декоративные изображения – звери, рыбы, птицы, ягоды и цветы. Для создания поделок в этой технике чаще всего используется древесина липы.

Скандинавская

Этим определением называют простую технику, которая пользуется популярностью в северных странах. Поделки и постройки в этом стиле украшают национальные мотивы. Очень часто на них изображают изящных оленей и простые витиеватые узоры. На древесину также часто наносят изображения различных рун. Выглядят такие орнаменты оригинально и изящно.

Контурная

Это одна из наиболее простых техник, которую может освоить даже начинающий резчик. Главная ее сложность заключается в том, что работать мастеру нужно с тонким резцом. Готовый узор обычно состоит из тонких линий, прорезанных по самому контуру рисунка.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).

Рис. 50. Богородская игрушка

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа № 12

Художественная резьба по дереву

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.

  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.

  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.

  4. Выполните резьбу по дереву.

  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые из-мененуя и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Проверяем свои знания

  1. По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву?

  2. Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой?

  3. Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном?

  4. Какова особенность богородской резьбы?

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.

Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Контурная резьба

Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.

Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. Она имеет чётко обозначенный рисунок, довольно сухой и простой. Композицию часто несколько оживляют разнообразные прорезки и окрашивание.

Для такой резьбы применяют специальный нож и изогнутую стамеску. Со стороны видится простота резьбы, но это не так. Она требует большого мастерства, так как здесь необходимо обходиться без зарезов и сколов древесины.

Контурная резьба по дереву наиболее распространена в Поволжье и северных областях.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые . Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Подготовка дерева к работе

Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.

Рекомендации по подготовке рабочего материала:

    • Древесину традиционно заготавливают поздней осенью либо зимой, в дереве в это время меньше влаги, а потому сохнет оно скорее. Отношение к древесине было особым, трепетным, потому готовили материал без спешки. Естественная сушка предпочтительна, и процесс этот остался неизменным.
    • Естественная сушка предполагает укладывание бревен в штабеля, накрывание их навесом. И такое состояние длится год. Тот материал, что предназначается для резных операций, пилят на чурки, складируют в сухом месте без гуляющих сквозняков. В нем дерево также хранится долго, не менее года-полутора. Так оно просыхает до универсальной влажности в 8-10%.


Правильная сушка древесины.


Вываривание деревянных брусков в кипятке.

  • Если вы решите предварительно вываривать дерево, можете «поиграть» и с его цветом. К примеру, если в воду при варке добавить кору ольхи, заготовка приобретет кофейный цвет.
  • Если заготовка мала, ее можно высушить на обычной батарее, летом неплохо она сушится на солнце, только сначала ее нужно завернуть в газету и полиэтилен.
  • Отдельные умельцы применяют для сушки инфракрасные кассеты. С их помощью сушить дерево можно и внутри помещения, и на улице.
  • Частая ошибка новичка – работа с сырой древесиной. Не наступайте на эти грабли, все заготовки должны быть с низкой влажностью.

Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.

Об инструментах, необходимых при резьбе по дереву, можно узнать из статьи: «Ножи для резьбы по дереву — удивительное разнообразие инструментов».

Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!

История резного дела в России


Царское место в Успенском соборе. В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI века.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Преимущества использования

Подобные элементы декора представляют собой живописные произведения, которые предназначены для заполнения участков на боковых поверхностях и потолках.

Они могут быть созданы из различных материалов, но древесина имеет наиболее перспективные возможности, так как обладает обширным списком достоинств.

  • Сравнительно низкая цена готовых полотен является следствием доступности материала во многих уголках земного шара.
  • Древесина экологически чиста, поэтому изделия из нее безопасны для человеческого организма.
  • Благодаря природному происхождению сырья удается создавать эстетически привлекательные поделки.
  • Срок службы изделий при соблюдении определенных правил может составлять десятки лет.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Ампельная бегония — посадка и уход в открытом грунте

Преимущества использования

Подобные элементы декора представляют собой живописные произведения, которые предназначены для заполнения участков на боковых поверхностях и потолках.

Они могут быть созданы из различных материалов, но древесина имеет наиболее перспективные возможности, так как обладает обширным списком достоинств.

  • Сравнительно низкая цена готовых полотен является следствием доступности материала во многих уголках земного шара.
  • Древесина экологически чиста, поэтому изделия из нее безопасны для человеческого организма.
  • Благодаря природному происхождению сырья удается создавать эстетически привлекательные поделки.
  • Срок службы изделий при соблюдении определенных правил может составлять десятки лет.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Мини-пылесосы маленькие модели для дома Компактные мощные пылесосы работающие от сети Рейтинг лучших моделей

История резьбы по дереву

Культура русского народа складывалась веками. Остаются со временем не только материальные вещи, а также духовная, она же основная составляющая. Одно от другого, чаще всего неотделимо. Резьба по дереву тоже относится к национальной культуре. Само расположение нашей страны предполагает непосредственный контакт с древесиной. Издревле Русь славилась своими непроходимыми лесами.

Это отражено даже в песнях, поговорках, поверьях. Одна трепетное отношение к берёзе стоит отдельного повествования. А рябина? Осина? Дуб? Думаю, дальнейшее пояснение ни к чему. Летом наши предки трудились на полях, а зимой, когда свободного времени было гораздо больше, начинали заниматься различными ремёслами, одним из которых была резьба по дереву.

Редко наши предки делали что-то просто так, тоже самое касалось и резьбы. Помимо внешней красоты, например, деревянной посуды, она активно использовалась по своему прямому назначению, поэтому мы можем говорить о древних народных традициях резьбы по дереву.

Со времён Средних веков на Руси декоративной резьбой стали украшаться церковные алтари, иконы и даже царские покои, где резьба была настолько искусной, что действительно является произведением. Начиная с 16 века в Кремлевской оружейной палате был открыт, так скажем, целый цех по производству резной мебели и прочей утвари, что необходима в обыденном быту.

В самой сути русского народа заложено трепетное отношение к природе. А с деревом сложилась своя история. Ведь дома, заградительные стены, делались из брёвен, не говоря уже о посуде

Игрушки для детей тоже делались из дерева – фигурки животных, маленькая посудка получала свою добрую энергетику. Ведь дерево тоже обладает своей силой. Её можно ощутить по простому прикосновению. Тем более при работе с деревом.

Так что при резьбе по дереву получаются не только красивые вещи, которые могут стоит приличных сумм, но ещё сам мастер получает положительный заряд, а также тот, кто прибрёл данную вещь или получил в дар. 

К концу девятнадцатого столетия были сформированы целые пласты в архитектуре, такие как барокко, классицизм, модерн и прочие. Резчики умело применяли данные стили к резьбе по дереву.

Но сложный двадцатый век внёс свои корректировки. Как-то резьба по дереву растворилась, перестала стремительно развиваться, несмотря на то, что наша страна была трудовой.

Сейчас же происходит ренессанс в этом деле. Резьба по дереву вновь популярна, даже возникают новые направления с открытием новых школ, что привело к возрождению народных традиций в работе с деревом.

Пропильная резьба

Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.

Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.

Объёмная резьба

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Объёмная резьба требует от резчика настоящего мастерства. Ошибки здесь не прощаются. Для изготовления применяются специальные инструменты.

Фигурками из дерева украшали жилища ещё в Древней Руси. Мастерили так же игрушки, фигурки животных, вырезали свистульки. Объёмная резьба широкое применение нашла в церкви, где ею украшали алтари, вырезали образа святых, вырезали кресты.

К объёмной резьбе относиться и корнепластика. Для неё берут нижнюю часть дерева, имеющую самые разнообразные формы, и создают оригинальные образы.

Плоскорельефная и рельефная резьба

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

  • подушечный фон;
  • подобранный фон;
  • заоваленный контур.

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.

Особенности

Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.

Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы

Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное

Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Композиции из веток

Что касается инструментов, то потребуется тот же самый набор, что и в предыдущем случае.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Драцена Фрагранс — уход в домашних условиях

Подробнее об изготовлении поделок можно узнать, если изучить изложенную ниже информацию.

  1. Осуществляется подготовка элементов к проведению работ. Ветки очищаются от коры и обрабатываются антисептическим составом. После этого они нарезаются непосредственно по размеру.
  2. Составные части укладываются вплотную друг к другу, после чего соединяются при помощи клея. После того как поделки подсохнут, выполняется обработка лакокрасочными изделиями.

Декорирование составных частей.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Успешных начинаний!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector