Как научиться резьбе по дереву самостоятельно

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Заточка инструмента

Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.

Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.

Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.

После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.

При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:

  • мокрая (замоченная в воде)
  • свежесрубленная (хвойные породы имеют больше 82% влаги, мягколиственные — 60-90%, твердолиственные — 35-75%)
  • сухая (хранившаяся на открытом пространстве, влажность 15-20%)
  • комнатная (хранившаяся в помещении, влажность 8-12%)
  • абсолютно сухая — влажность приближается к 0%.

Для сушки используют два способа: открытый и камерный. При открытой сушке древесина находится на улице под навесом или в сарае, такой метод требует большого количества времени. При камерном способе древесина сушится в специальных камерах различного объёма с особым температурным режимом. Такой способ сушит древесину быстрее, но он менее доступный и более затратный.

При выборе древесины нужно учитывать и место эксплуатации. Если изделие будет находиться на улице — то сушиться оно должно в уличных условиях. Материал для комнатных изделий должен сушиться в комнатных условиях.

Выбор древесины

Далеко не каждая древесина подходит для резки.

Поэтому ее выбор является ответственным этапом, от которого зависят такие моменты, как:

  • Простота обработки заготовки;
  • Возможность выполнения сложных узоров;
  • Долговечность готового изделия;
  • Внешний вид изделия.

Следует отметить, что какая-либо четкая инструкция по выбору материала отсутствует, так как для разных целей опытные резчики используют разное дерево. Однако, существуют некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать. Далее мы с ними подробно ознакомимся.

Порода

Итак, чтобы правильно выбрать материал для резьбы по дереву, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на породу древесины. Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:

Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:

Липа – пользуется наибольшей популярностью у резчиков, так как отлично поддается обработке резцом. Причем благодаря тонковолокнистой структуре, которая свойственна только этой породе, она позволяет выполнять сложные и тонкие рисунки. Кроме того, резчиков привлекает и внешний вид липы, а именно – ее ровный белый цвет.

Выполненная из осины разделочная доска

Осина – обладает однородной структурой, однако, ее довольно редко используют для художественной резьбы. Связано это с тем, что осина имеет зеленоватый оттенок, устойчивый к внешним воздействиям. Поэтому данная древесина чаще используется при изготовлении своими руками всевозможного кухонного мелкого инвентаря, такого как ложки, миски, разделочные доски и пр.

На фото – пример резьбы по ольхе

Ольха – широко применяется резчиками. Опытные мастера используют в своих целях ее свойство менять цвет. Дело в том, что свежесрубленная ольха имеет белый цвет, но если ее оставить на свежем воздухе, то она очень быстро покраснеет, после чего начнет розоветь, пока не приобретет светло розовый оттенок. Если ольху вовремя изолировать, то можно получить желаемый цвет.

Резьба по березе

  • Береза – обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой. Клен – по цвету напоминает березу, однако, отличается красивой текстурой и высокой твердостью. Это дерево более сложное в обработке, но зато изделия из него получаются очень прочными. Поэтому издревле ложки и прочая утварь из клена ценилась гораздо больше, чем из липы или березы.
  • Дуб – является идеальным материалом для изготовления деревянной посуды, ложек и прочих изделий. Единственным недостатком этой породы является высокая цена и сложность обработки.

Что касается хвойных пород, то они для этих целей слишком мягкие, однако, в некоторых случаях их все же используют.

К примеру, если нужно получить особый цвет или текстуру, которую не могут дать лиственные породы, применяют:

Резьба по ореху

Пример заготовки для резьбы

Качества древесины

Помимо породы древесины существует еще ряд других факторов, которые влияют на пригодность или непригодность использования материала для резьбы. К таким факторам относятся:

Параметры Требования
Влажность Во многом зависит от области применения резного изделия. К примеру, для наружной резьбы влажность должна составлять 15 процентов. Если же изделие будет находиться внутри помещения, то заготовку необходимо досушить до 8 процентов. В некоторых случаях, к примеру, для орнаментальной резьбы используют абсолютно сухое дерево, т.е. 0 процентов. Следует отметить, что свежесрубленная древесина совершенно не подходит для резьбы, так как со временем она деформируется и растрескивается.
Состояние Некоторые наросты, сучки и прочие включения могут существенно испортить работу или привести к определенным проблемам. К примеру, перекрученные волокна могут привести к тому, что инструмент сложно будет направлять в нужном направлении, особенно при движении поперек волокон. Поэтому выбирая материалы для резьбы по дереву, необходимо тщательно их осмотреть.
Вес Как правило, чем тяжелее древесина, тем сложнее с ней работать. Кроме того, следует учитывать, что вес говорит о влажности материала – чем заготовка легче, тем она более сухая.

Вот, собственно, и вся основная информация по выбору материала. Конечно, это далеко не все что нужно для резьбы по дереву, однако, как уже было сказано выше, от качества деревянной заготовки во многом зависит конечный результат.

Обзор видов

Сейчас есть несколько основных видов резьбы по дереву. Каждый из них имеет свои особенности.

Ажурная

Этот вид резьбы пользуется популярностью с древних времен. Ранее считалось, что ажурные узоры на дверях и окнах защищают дом от злых духов. Они запутываются в кружеве и не могут попасть в дом.

Сейчас ажурная резьба используется для украшения мебели, перегородок, посуды и различных поделок. Выглядит такой декор изящно и необычно. Особенно красиво смотрится пропильная или же сквозная резьба.

Восточная

Этот вид художественной резьбы отличается особым изяществом. Рисунки состоят из тонких завитков. На создание таких узоров обычно уходит очень большое количество времени. Поэтому мастеру, который хочет освоить эту технику, нужно запастись терпением.

Геометрическая

Наибольшей популярностью среди новичков пользуется геометрическая резьба. Она привлекательна и проста в освоении. Готовые узоры состоят из простых геометрических фигур. Как правило, изделия украшают простые клинообразные выемки. Выглядит готовая работа просто, но привлекательно.

Рельефная

Узор, нанесенный на поверхность дерева таким образом, возвышается над общим фоном. Выглядит он красиво и объемно. Такие орнаменты смотрятся реалистично и эффектно. Рельефная резьба украшает наличники, фризы домов, элементы дверей и ворот.

В стиле барокко

Этот стиль возник в Италии в XVI столетии. Для него характерно использование большого количества различных декоративных деталей. Часто поделки из древесины в этом стиле украшают растительные узоры. Например, изображения роз или лилий.

Самым известным резчиком, работавшем в этом стиле является Гринлинг Гиббонс. Его изделия украшали изысканные цветы, листья, рыбы и птицы. Рассматривая работы этого мастера, можно узнать все о главных особенностях данного стилистического направления.

Объемная

Работая в этой технике, кусок дерева можно превратить в изящную скульптуру небольшого размера. Метод используют для оформления зеркальных рам, лестничных перил, балясин, накладок или удобной мебели. Готовые изделия выглядят красиво и изысканно.

Кудринская

Этот вид резьбы появился в конце XIX столетия. Его основателями стали мастера, работавшие в усадьбе Абрамцево, находящейся под Москвой. Большинство из них были родом из поселка Кудрино. Именно из-за этого данная техника и получила свое название.

Мастера, работающие в этой технике, изготавливали сувениры и различные бытовые вещи. Сейчас она также пользуется популярностью среди любителей творчества. Украшают такие изделия орнаменты, состоящие из ветвей и листьев, которые постоянно повторяются. Между этими растительными гирляндами находятся другие декоративные изображения – звери, рыбы, птицы, ягоды и цветы. Для создания поделок в этой технике чаще всего используется древесина липы.

Скандинавская

Этим определением называют простую технику, которая пользуется популярностью в северных странах. Поделки и постройки в этом стиле украшают национальные мотивы. Очень часто на них изображают изящных оленей и простые витиеватые узоры. На древесину также часто наносят изображения различных рун. Выглядят такие орнаменты оригинально и изящно.

Контурная

Это одна из наиболее простых техник, которую может освоить даже начинающий резчик. Главная ее сложность заключается в том, что работать мастеру нужно с тонким резцом. Готовый узор обычно состоит из тонких линий, прорезанных по самому контуру рисунка.

Советы по выбору древесины

Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:

  • мягкая;
  • твердая;
  • сверхтвёрдая.

Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.

Легко работать со следующими видами дерева:

  • ель;
  • каштан;
  • пихта;
  • сосна;
  • ива;
  • липа;
  • тополь;
  • ольха;
  • бук;
  • берёза;
  • осина;
  • ясень;
  • вяз.

Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе

При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Виды резьбы и техники

Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:

  • контурная;
  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • сквозная;
  • рельефная.

Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.

Контурная

Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.

Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.

Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.

Геометрическая

Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.

В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • круги;
  • прямоугольники.

Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.

Плосковыемчатая

Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.

Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.

Скульптурная

Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.

Скульптурная резьба по дереву

В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.

Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.

Сквозная

Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.

Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.

Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.

Рельефная

Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.

Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.

Виды работ

Резьба по дереву не предусматривает точной классификации – современный стиль может комбинировать одновременно несколько способов обработки дерева вручную. Но все же существует несколько главных разновидностей.

Сквозная резьба

Ее еще называют прорезной или ажурной резьбой, когда полностью удаляют древесину и фон по границам узора. Бывает простой и ажурной. Края узоров обрабатываются. Этим методом пользуются при изготовлении дверей, накладок, рам и декоративных деталей.

Плосковыемчатая резьба

Характерна тем, что основным здесь является плоский фон, при этом сами резные рисунки в него углублены. Существует несколько разновидностей такой резьбы:

контурная – узор на плоской основе получается с помощью канавок-желобков, которые бывают треугольными или полукруглыми;

  • скобчатая – орнамент создается полукруглыми насечками-скобками на плоском фоне;
  • геометрическая (трехгранновыемчатая, трехгранная) – здесь применяют два вида элементов: трехгранную пирамиду, заглубленную внутрь, и колышки. Чтобы добить желаемого эффекта, используют специальные ножи – косяки. Благодаря пирамидам и колышкам, под разным углом и на разном расстоянии можно получить рисунки в виде инетресных геометрических фигурок: соты, ромбы, витейки, цепочки, сияния и пр.;

чернолаковая резьба – здесь фоном выступает плоская основа, покрытая черным лаком или краской. Узор создают с помощью канавок. Получается необычная игра светотеней за счет разной глубины и профиля канавок, а черный фон отлично подчеркивает контрастный сюжет.

Важно! Очень сухой воздух вызывает растрескивание дерева, поэтому чтобы сохранить первозданный вид резьбы, нужно поддерживать оптимальный уровень влажности помещения, вплоть до покупки увлажнителя воздуха

Рельефная резьба

Все элементы рельефной резьбы размещены или выше, или на одном и том же уровне с фоновой поверхностью. Считается самым сложным видом резьбы. В данной технике создают разные выпуклые сюжеты и рисунки: эмблемы, гербы, животные и др. Причем значительную роль в изысканности законченного изделия имеет игра светотеней. 

Домовая резьба

Активно применяется для декоративного оформления экстерьера домов с помощью различных орнаментов и фигур на деревянных элементах. Таким методом могут декорировать любые выступающие и накладные детали фасадов домов: карнизы, наличники, балясины, лемеха кровли, столбы крыльца. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector