Полхов-майданская матрешка
Содержание:
- Село Полховский Майдан
- Мотивы и орнаменты
- Цвета
- Презентация на тему: » Полхов- Майданская роспись. Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские.» — Транскрипт:
- Особенности росписи матрешки
- Особенности образа
- История появления и развитие полхово-майданской росписи
Село Полховский Майдан
В 1667 году после подавления восстания под руководством Разина на речку Полховку прибыли ссыльные, высланные, по легенде, с Дона за участие в крестьянской войне. Они и стали основателями Полховского Майдана. Места, где в настоящее время расположено село Полховский Майдан, были когда-то богаты лесами хвойных и лиственных пород, росших по берегам речки Полховки. Неслучайно поэтому здесь так широко создавалось будное производство (поташа, дегтя). Поселения будных станов назывались «майданами», что означало освобожденное от леса место. Речка Полховка и будный стан и дали название новому поселению — Полховский Майдан. В московских архивах имеются документы о прошлом этого старинного села. В «Кратких экономических примечаниях», датированных 1782 годом, сказано, что в селе Полховский Майдан 53 двора.
Непокорные и свободолюбивые майданцы принимали активное участие в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, после подавления которой в Полховском Майдане осталось 50 мужчин и 49 женщин. Главным занятием полховцев всегда было земледелие. Земли здесь песчаные, хлеба и покосы оттого посредственные. Нужда заставила население этих мест заниматься кустарным промыслом, который базировался на токарном деле — точении изделий из дерева. Основными сельскохозяйственными орудиями являлись соха, борона; главными зерновыми культурами — рожь, просо, овес, ячмень, горох. В конце XVII — начале XVIII века в Полховском Майдане было организовано поташное производство.
В XVI—XVIII веках крестьяне платили до десяти разнообразных податей.
Административно Полховский Майдан в ХIХвеке относился к Теньгушевской волости Темниковского уезда Тамбовской губернии. В нем насчитывалось 248 дворов, где проживало 718 человек (1883 г.). Отмена крепостного права в 1861 году положительно сказалась на развитии Полховского Майдана. В конце ХIХ — начале XX века в селе было 4 мельницы (принадлежали Волкову Кузьме, Новикову Степану, Борисову Ивану); имелась просорушка и шерстобойня. К началу XX века в селе открыта земская школа. Первым учителем в ней был П. И. Никольский. Земские школы имели скудное содержание. В 1911 году школьный земский инспектор писал: «В Полховско — Майданской школе была неимоверная теснота, постоянный полумрак, никуда негодная мебель, отсутствие раздевалок, отхожих мест, помойных ям. В школе был холод, грязь, столы без скамеек, скамейки без столов…» В 1844 году в селе возведен двухпрестольный храм, который сохранился до настоящего времени.
Советская власть в Полховском Майдане установилась в марте 1918 года. Наиболее активным участником ее установления был Тимофей Юртов, командовавший ротой красноармейцев в уезде. Многие полх-майданцы принимали активное участие в гражданской войне, но были и такие, кто не хотел воевать. Вот что писала об этом уездная газета «Темниковские известия» 14 августа 1919 года: «21 июня 1919 года состоялось заседание уездной комиссии по борьбе с дезертирством. Постановили подвергнуть штрафу села и волости, где более свирепствует и упорно скрывается дезертирство: на Полховский Майдан наложить три миллиона рублей».
Новая экономическая политика способствовала дальнейшему развитию в селе кустарного промысла. В период нэпа были открыты частные мастерские, где работали наёмные рабочие. Ими производились пеналы, шкатулки, матрешки. Позднее почти все владельцы таких мастерских были раскулачены. Трудно шла коллективизация в Полховском Майдане: колхоз формировался с 1929 по 1935 год. За это время было репрессировано в селе 6 человек (среди них Новиков Степан, Ермаков Яков, Ермаков Афанасий, Зотов Василий и др.). Многие из полх-майданцев вынуждены были бежать от репрессий.
В годы Великой Отечественной войны из Полховского Майдана на фронт было взято 1200 человек, 360 из них домой не вернулись, погибнув, защищая Родину. Артель «Красная Заря» в годы войны выпускала костыли для раненых, деревянные чашки, черенки для лопат и многое другое. Электричество полх-майданцы получили поздно — только в 1962 году, а вот радио слушали с 1938 года. В 60-80-е годы Полховский Майдан продолжал расти и хорошеть. В 1980 году в селе проживало 2135 человек; почти в каждой семье имелись телевизор, холодильник, мотоцикл, не редки были и легковые автомобили. В 1991 году в совхозе работало с десяток человек, остальные были заняты подсобными промыслами. На 1 января 1994 года в Полховском Майдане проживало 1674 человека.
Мотивы и орнаменты
Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.
Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.
Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:
- в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
- самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
- приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.
Цвета
Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.
Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.
Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.
О том, какие цвета традиционно используются в городецкой росписи, вы узнаете из статьи: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».
Презентация на тему: » Полхов- Майданская роспись. Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские.» — Транскрипт:
1
Полхов- Майданская роспись
2
Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. От названия села и пошло название знаменитого промысла Почти в каждой семье здесь занимаются изготовлением игрушек
3
Изделия этого промысла делятся на два вида Игрушки — тарарушки Традиционная русская посуда и шкатулки
4
Перед росписью изделия проходят специальную подготовку : Поверхность изделия тщательно шлифуют ( делают гладкой ), затем покрывают крахмальным клейстером ( чтобы краски не расплывались ) Перед росписью изделия проходят специальную подготовку : Поверхность изделия тщательно шлифуют ( делают гладкой ), затем покрывают крахмальным клейстером ( чтобы краски не расплывались )
5
Далее черной тушью (» наводят «) контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками : красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую ( для более усиления цвета ), и используя сочетания контрастных цветов ( красный — зеленый, желтый — синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком. Далее черной тушью (» наводят «) контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками : красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую ( для более усиления цвета ), и используя сочетания контрастных цветов ( красный — зеленый, желтый — синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком.
6
В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент Растительный орнамент весьма устойчив – это так называемая « Роза », бутоны, ветвь из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями Пейзажный мотив : пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками
7
Изделия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек — сувениров большое место занимает полхов — майданская матрешка.
8
Эту матрешку можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. Лицо обрамляют кудри. Нет линии сарафана и привычного платка с узелком, на голове «полушалок» спадающий на плечи с крупным цветком. Роспись условного фартука заключена в овал спускающийся от лица.
9
Мастера выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья в черном контуре сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди
Особенности росписи матрешки
Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.
И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.
Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.
Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.
Классическое изображение полховской матрешки
Описание матрешки:
- стройная, вытянутая по форме;
- плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
- яркие цветы на сарафане;
- на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
- большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.
Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.
Особенности образа
Описание образа начнём с формы. Она вытянута, стройна. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в тулово. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми.
Матрешка 7-ми местная. Автор формы: Масягин И. И., Автор наводки и росписи: Сергейчик М. Ф и майданские игрушки
Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.
На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.
Основные цвета матрёшки, как и других полх-майданских тарарушек — это цвета анилиновых водных краситеолей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.
Матрешки полх-майданские, ретро, 1990-е гг
Всегда очень яркие, эти матрёшки быстро стали узнаваемы и любимы. Продавались они на рынках в больших и малых городах, пока не произошли изменения в государстве в 1990-е годы.
Майданцы, которые привыкли жить за счет именно игрушечного промысла, снова стали искать новые образы, подстраиваться под спрос и рынок. А рынок изменился, матрёшек стали покупать иностранцы…
Появились акриловые краски, гуашь. Они проще в применении и матрёшка стала менять свой облик очень сильно. К тому же, появились «перекупщики», которые настаивают, чтобы было «побольше и подешевле» и майданские матрёшки стали просты, утеряли свой особый колорит, а большинство красильщиц забыли, утратили истоки образа.
Но есть и те, кто старается традиции продолжать. В Вознесенском районе работает фабрика, где расписывают матрёшек анилиновыми красками, как прежде. Есть немного частных художников, соблюдающих традиции.
Образцы матрешек 1980-90-х гг. Полховский Майдан.
Стоит только увидеть, почувствовать прелесть той, прежней росписи, узнать и понять, почему она сформировалась именно такой, и обязательно найдутся понимающие художники, вернее красильщики и не дадут утратиться народной красоте.
История появления и развитие полхово-майданской росписи
Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.
Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.
Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.
В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».
Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.
Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.