Осваиваем батик. часть 3: работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика
Содержание:
- Что такое батик – определение, виды
- Материалы и инструменты
- Узелковый, свободный способ и шибори
- Профессиональное увлечение
- Инструменты и материалы
- Как изготовить батик
- История магического ремесла
- История возникновения
- Горячий батик: техника выполнения для начинающих
- Самодельные батиковые изделия
- Что такое батики определение. Как создается батик
- Мониторинг техник окрашивания
- Виды и классификация батика
- Узелковый способ
- История техники батик
- Самодельные батиковые изделия
- Основные этапы
Что такое батик – определение, виды
Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.
В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.
Батик — ручная роспись ткани
Виды батика:
- Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
- Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
- Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
- Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
- Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.
Материалы и инструменты
Батик. С чего начать?
1. Нам понадобится ткань, на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.
2. Краски, которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.
Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.
Батик. С чего начать?
3. Нам нужно выбрать резервирующий состав. Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете. Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.
4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки. Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.
5. Покупаем раздвижную рамку. Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.
Батик. С чего начать?
6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).
Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.
Это интересно: Что такое мерсеризация: обработка тканей, пряжи, описание
Узелковый, свободный способ и шибори
Такие техники применяются в основном для того, чтобы украсить одежду. Ими отлично можно разукрасить майки, футболки и платки. Резервирующая смесь не используется, а сама техника шибори напоминает оригами. Для того чтобы получить симметричный узор, необходимо сложить ткань в несколько слоев. При изготовлении узелкового батика узлы завязываются хаотично. Свободная роспись включает в себя применение резервирующего состава, а эффект получается просто неотразимым. Этот вид росписи можно сравнить с акварельной, но выполняется она на влажном полотне. По окончании работы получаются очень красивые переходы оттенков.
Профессиональное увлечение
Рано или поздно рисуя на ткани, можно почувствовать что техника батик стала намного лучше, и уже получается своими руками, создавать шедевры.
На сегодняшний день, многих людей интересует возможность заниматься росписью ткани. Ведь это дает шанс начинающему художнику использовать свой потенциал. Во время такого творчества, появится стиль и новые идеи. Со временем занятие батиком, станет намного интересней, чем просто рисовать на бумаге.
Если серьезно отнестись к этому делу, то можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие, кто имеет основной доход с этого творчества, в самом начале своего пути, не думали что будут успешными в этой сфере. В дальнейшем можно и самому давать мастер классы по технике батик.
Именно роспись на шелке очень хорошо оплачивается, и если начать этим заниматься, то можно в дальнейшем можно получать хороший гонорар на таком увлечении.
Инструменты и материалы
Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.
Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
Палитра. Нужна для смешивания красок.
Пипетки. Нужны для набора краски.
Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
Кисти для росписи ткани.
Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.
Очищенная вода. Нужна для разведения некоторых видов красок.
Специальные карандаш или ручка. Для нанесения рисунка на ткань.
Воск. Нужен, если вам близка техника горячего батика. Можно купить готовый, а можно сделать самостоятельно.
Емкость для окрашивания полотна.
Нитки.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:
Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти
Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
Бумага
Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
История магического ремесла
Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.
Вам это будет интересно Основные правила формирования нагрудной вытачки
Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.
Расписанная ткань
В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.
Представители племени, которые практиковали ремесло
Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.
К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.
История возникновения
Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.
В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу
На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание
Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.
На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.
После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.
Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.
В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.
Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.
На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли
Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт
Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.
А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.
Горячий батик: техника выполнения для начинающих
Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:
- Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
- Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
- Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).
Мастерица батика за работой Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:
- ткань
- краски для горячего батика
- кисти
- палитру
- подрамник или пяльцы
- воду
- утюг
- старые газеты
Горячий батикХод работы:
- Прорисуйте эскиз на бумаге.
- Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
- Переведите рисунок на ткань.
- Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
- Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
- Оставьте для подсыхания.
- Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
- Используйте в работе более темные тона.
- Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
- Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
- Снимите работу с подрамника.
- Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
- Готовую работу оформите в рамку.
Удаление воска с готового батика
Самодельные батиковые изделия
Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.
Материалы и инструменты
Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.
Для работы понадобится:
- Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
- Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
- Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
- Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.
Изготовление шаг за шагом
Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.
Что такое батики определение. Как создается батик
Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (она идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи: в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования – к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества – воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки. Мастерица садится пред натянутой на раму тканью, и специальным инструментом – чантингом – наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на ткань. Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками – наносят узор на чистую ткань.
После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, – окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени – от нескольких дней до нескольких месяцев.
Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету – все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей – тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora — (коричневый). Реже использовался и красный цвет – пурпур, — который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорог и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 граммов краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.
В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Восковые линии, таким образом отпечатываются на ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким быстрым способом батик гораздо дешевле.
Мониторинг техник окрашивания
Начать работу стоит с изучения особенностей покрытия ткани красителем различными способами. Для нанесения рисунка на полотно существует несколько проверенных временем техник:
батик. По контуру рисунка наносится слой расплавленного воска, который не позволит краскам смешиваться. Покрывают материю кисточкой разноцветной краской. Если необходимо получить однотонное окрашивание с фантазийным орнаментом, всё изделие полностью опускают в краситель;
мраморная роспись или марблинг. Характерные разводы получаются за счёт растекания красителя по поверхности воды, в которую опускают материю;
штамповка. Используются различного вида штампы. После покрытия краской, штамп прижимается к поверхности вещи. Действие повторяется в зависимости от выбранного орнамента;
трафаретная печать. Выбранный рисунок крепится в раме: получается трафарет. С помощью валика краска продавливается сквозь трафарет на материю;
художественная роспись. Эта техника применяется для получения уникальных рисунков на шёлке. Для разделения различных по цвету красок применяют специальный резервирующий состав после нанесения каждого тона.
Существует способ получения рисунка на ткани не с помощью окрашивания, а удалением лишней краски. Могут использоваться специальные составы, делающие часть рисунка прозрачным. Или наоборот, светочувствительный раствор наносится через трафарет и при попадании солнечного света на такие участки, они становятся более яркими.
Виды и классификация батика
Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:
- Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
- Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
- Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.
Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.
Вам это будет интересно Как сделать красивую тканевую куклу ангела своими силами
Разные техники батика
Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для занятий необходимо:
- Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
- Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
- Карандаш бумага — для создания эскиза
- Батик рисунки для начинающих на ткани
- Ножницы для ткани.
- Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
- Вода.
- Перчатки, для защиты рук.
- Помимо этого будут необходимы краски, резист.
Необходимые инструменты для техники
Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.
Узелковый способ
Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.
При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.
После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.
Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.
https://youtube.com/watch?v=erygL6Z9QUM
Originally posted 2018-08-29 09:28:43.
История техники батик
Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.
В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.
Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.
Самодельные батиковые изделия
Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.
Материалы и инструменты
Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.
Для работы понадобится:
- Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
- Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
- Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
- Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.
Изготовление шаг за шагом
Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.
Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.
После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.
Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.
Есть несколько способов ее закрепления:
- Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
- Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
- Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.
Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.
Основные этапы
Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:
Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.
Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.