Техника батик

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания


Узелковый батикВся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:

Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:

  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.


Узелковый батик: техника выполнения

Что представляет собой батик

Несколько способов нанесения росписи на ткань вручную называют батиком. Основные виды выполняются по принципу обводки элементов рисунков замкнутыми контурами, наносимыми с помощью средств со специальными составами. Они препятствуют растеканию жидких красок на полотне за границы линий рисунков.

Контурные смеси приготавливаются из воска, парафина, в их составах имеются различные смолы, некоторые изготавливают на основе бензина, резинового клея и других компонентов. Слово «батик» переводится с индонезийского как «капли воска». Существуют также виды батика, выполняемые без использования резервирующих контуров.

Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик. На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик. Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори. Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик. На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись. Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори. А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика — во многом все зависит от жанра.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Статья по теме: Crochet Summer Accessories. Японский журнал со схемами

Современный батик

В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.

Этапы росписи

Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.

  • Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
  • Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
  • Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
  • Окрашивание ткани.
  • Высушивание работы и снятие с подрамника.
  • Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
  • Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.

Современные материалы

На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.

pixabay.com

Работа с красителями «под утюг»

Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.

Работа с парозакрепляемыми красителями

Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.

Ткани для батика

Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.

pixabay.com

Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.

При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.

Инструменты для батика

Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.

pixabay.com

Рамы для батика

Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Вам это будет интересно Выкройка и пошив красивых косметичек собственноручно

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.


Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.


Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Виды

Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.

Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.

К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.

Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.

Технические моменты

Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне

Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.


Что нужно для батика?

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Вам это будет интересно Пошив детского постельного белья для кроватки

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.


Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.


Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

История батика

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах — археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Принято считать, что основоположниками данной техники являются жители Индонезии, острова Явы.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Что такое чеканка. Чеканка


Штемпели и станок для чеканки монет XIX века Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа . Один из видов декоративно-прикладного искусства .

Является одним из вариантов художественной обработки металла.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

Чеканка монет характеризуется созданием рельефа на поверхности металла зачастую большей толщины, чем при художественной чеканке (больше 1 мм). Осуществляется путём сильных ударов штемпелем — пуансоном , имеющим углубленные изображения и надписи. Для точности и достаточной силы удара используются специальные станки.

Процесс художественной чеканки завершает декоративная отделка .

  • СПб., 1890—1907.

Горячий батик, техника выполнения

Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
После высыхания ткань закрепляют на раме.
Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза

Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.

Затем рисунок пропитывают резервом, оставляя свободными только те части, которые будут покрыты наиболее светлым слоем краски.
После высыхания краски резерв снимается с помощью утюга

На ткань ложится газета или бумага и проглаживается таким образом, чтобы весь воск с ткани переместился на бумагу.
Затем краска закрепляется согласно инструкции.
Потом на окрашенные и более темные участки снова наносится резервирующий раствор и вся процедура повторяется. И так краска с резервом наносится слой за слоем, до тех пор, пока все оттенки (даже самые темные) не окажутся на ткани.

История происхождения

Различные способы росписи тканей появились еще с древних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.

В этих странах расписывали шелковые ткани, достигая при этом высокого мастерства, вещи получались изумительной красоты. На территории Африки также расписывали ткани, только другими способами, отличными от восточных.

  • Новый виток это искусство получило в Индонезии на острове Ява в 12 веке.
  • Поэтому история возникновения техники батик считается с этого времени.
  • По индонезийской технологии контуры рисунков наносились воском, как в современном горячем батике.
  • Индонезийцы не только достигли высокого мастерства росписи тканей, но и придавали таким вещам особый сакральный смысл.
  • Они верили, что выполненный вручную батик обладал мощными защитными силами, исцеляющими от болезней свойствами.

Сейчас этот вид искусства росписи на тканях широко распространен и популярен во многих странах мира. Смотрите на фото, что можно выполнить техникой батик на изделиях из ткани.

Для многих этот вид творчества стал любимым хобби, отличным способом делать свои вещи красивыми, оригинальными. Многие художники создают в технике батика свои шедевры.

Как научиться

В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

На чем рисовать

Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

Что такое батики определение. Как создается батик

Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (она идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи: в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования – к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества – воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки. Мастерица садится пред натянутой на раму тканью, и специальным инструментом – чантингом – наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на ткань. Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками – наносят узор на чистую ткань.

После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, – окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету – все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей – тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora — (коричневый). Реже использовался и красный цвет – пурпур, — который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорог и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 граммов краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.

В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Восковые линии, таким образом отпечатываются на ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким быстрым способом батик гораздо дешевле.

История возникновения горячего батика

Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector