Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

История гончарного ремесла

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.

В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Гончар – профессия мужская

Елена Чехова, АиФ-Алтай: Как ты к этому ремеслу пришёл?

Михаил Бывших: Я учился в университете в Москве. Но понял, что не хочу продолжать… Хочу искать профессию более честную, интересную. Поехал в Россию – в Омскую область, Краснодарский край.

– Как Максим Горький – по Руси-матушке в поисках правды жизни?

– Вроде того. C рюкзачком за плечами. Пожил там, пожил здесь. Многие занятия попробовал. В селе Окунево Муромцевского района Омской области познакомился с керамистом. И он, и его занятие мне очень понравились. Там же встретил своего первого наставника, замечательного мастера Андрея Анатольевича Задерия. Он сам с Рязани, но живёт в Омске. Мой первый ножной гончарный круг – это его подарок. И первая печка была собрана под его руководством из разрушенной туннельной печи. Он меня направил на путь истинный. Керамика затягивала потихонечку, я тогда параллельно и сельским хозяйством занимался. Но затянула настолько, что я уже по-другому и не могу.

– Однако не популярное у современных молодых людей увлечение – глина.

– Женщин, конечно, в керамике больше, чем мужчин. Но убеждён: гончар – профессия мужская. Потому что она требует и физических усилий, и технического подхода. Ведь керамика – это прежде всего технология. Технология формовки, обжига, обработки. И вообще это нелёгкое дело.

– А на Алтай-то каким ветром занесло?

– На Алтай я ехал целенаправленно. Гончарить начал в селе Куяча. Это в Алтайском районе. Мне нравились места поглуше, где жизнь потише. Но потом появилась острая необходимость в деньгах. А я, когда учился в университете, работал в ресторанно-гостиничной сфере. Ну, меня с радостью взяли в Белокурихе в ресторан. И тут я осел, перестал кататься. Выбрал себе Белокуриху местом жительства. Теперь у меня вся жизнь здесь – женился, дочка родилась.

История ткацкого ремесла

Большие изменения произошли в производстве одежды. Если
при первобытнообщинном строе одежду изготовляли из шкур
животных, то теперь стали все больше и больше использовать различные ткани.

Человек еще в глубокой древности умел из пальмовых листьев, лубяных
волокон и стеблей травы плести корзины, циновки и другие изделия. Опыт корзиночноплетельного дела постепенно был перенесен в ткацкое
ремесло.

Изобретение веретена и ткацкого станка

Важную роль в развитии текстильного ремесла сыграло изобретение
веретена. Применение веретена позволило изготовлять длинную тонкую
нить, равномерную по толщине. Применение ткацкого станка позволило
изготовлять различного вида ткани. Известно много разновидностей
примитивных ткацких станков, широко использовавшихся в течение очень длительного времени.

Ткачихи.Деталь росписи из гробницы Хнумхетепа XII династия

Развитие земледелия дало для производства тканей новое сырье: лен, коноплю, крапиву и др. Главным сырьем для получения как грубого и прочного холста, так и тонкой материи уже в Древнем Египте стал лен, который затем начал широко использоваться в Греции, Риме и других странах.

— Реклама —

В рабовладельческом обществе ремесло приобрело самостоятельное значение. Выделение ремесла из земледелия еще больше способствовало развитию общественного разделения труда. Это в свою очередь создавало условия для повышения производительности труда и специализации мастеров.

Рекомендуем также:

Возникновение земледелия и скотоводства

Великое изобретение транспорта

Возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии и Египте

Изобретение бумаги и развитие книгопечатания

Разработка полезных ископаемых в древности

История открытия железа

2

Технологии производства

Гончарное дело для начинающих в домашних условиях — вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы. От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

Обжиг

Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах — от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

  • глина — 1000–1200 градусов;
  • керамика — 1100–1300 градусов;
  • фарфор — 1200–1400 градусов.

С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

Основа мастерской — гончарный круг

Нанесение глазури

Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

  • пульверизация;
  • набрызг;
  • окунание;
  • полив;
  • тампонирование;
  • окрашивание кистью.

При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

Необходимое оборудование

Основа мастерской — это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

  • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
  • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
  • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный — за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше — в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

Формовка изделий

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Разряды профессии гончар

Профессия гончара относится к рабочим и существует в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и рабочих профессий (ЕТКС).

Всего существует пять квалификационных уровней, которые определяют мастерство гончара:

  • Гончар 2 разряда. Выполняет подготовительные работы, его деятельность курирует более опытный специалист.
  • Гончар 3 разряда. Может работать как вручную, так и на специальных станках.
  • Гончар 4 разряда. Создает простую продукцию художественного характера.
  • Гончар 5 разряда. Может заниматься созданием сложных изделий при помощи образцов и гончарных станков.
  • Гончар 6 разряда. Создает изделия, которые имеют дополнительные элементы.

Гончарное ремесло

Умение лепить изделия из глины и обжигать их положило начало новой эпохи в строительстве, поскольку дома начали возводить не только из срубов, но и из кирпича. Помимо кирпича, из глины изготавливалась посуда. Первые упоминания о гончарном ремесле датируются еще XI веком. В то время уже были изобретены станки для работы, которые представляли собой вращающийся круг, приводимый в движение при помощи ножного привода. Для изготовления посуды использовалась специальная глина, проходившая предварительную обработку, а готовые изделия обжигались в печах, что придавало им невероятную прочность и долговечность.

Это интересно: 1697,Реформаторская деятельность Сперанского — разбираем вопрос

Дымковская игрушка — сочинение

На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.

Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.

Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.

Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.

Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.

Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.

Вариант 2

Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.

Откуда взялась дымковская игрушка?

Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.

С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.

Как делают дымковскую игрушку?

Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.

Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.

Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.

Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.

Особенности росписи дымковских игрушек

Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.

Дымковский промысел в наши дни

Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.

Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.

Сочинение на тему “Поход в театр” для 4–8 классов.

В каких отраслях ремесла мастера еще добились больших успехов?

Говоря о ремеслах периода XI-XII веков, не стоит забывать и о таких видах деятельности, как чеканка, изготовление керамики и эмалей, стеклоделии, живописи, а также тонкой вышивке, поскольку в этих ремеслах славянским мастерам не было равных. Во время археологических раскопок, проходивших в Киеве, ученым удалось найти старинные картины, выполненные древними русскими мастерами, которые поражают своей красотой.

Больших успехов в своей деятельности добились и плотники, которые занимались строительством домов, заборов и ворот, бочек, переправ, деревянных игрушек, крепостей и оборонительных сооружений, лодок и кораблей, а также других предметов утвари. По своей востребованности, плотники не уступали кузнецам.

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузница часто располагалась вдали от поселения

Гончарное ремесло: особенности

Гончарное искусство считается одним из самых древних ремесел в мире. Согласно научным исследованиям, первое изделие из глины, замешанной на воде, человек изготовил еще в эпоху неолита. Сначала это была посуда, в которой хранили, переносили и готовили еду, набирали воду. Шло время, и ремесло тоже не стояло на месте. Изделия становились все крупнее, а техники изготовления и рецептура материала оставались неизменными.

Гончарные изделия начали активно использоваться в строительстве. Ярким примером тому служит огнеупорный кирпич и керамическая плитка.

Мы относимся к гончарным изделиям обыденно, но если представить, какой дискомфорт начнет испытывать человек, лишенный их, то становится понятно, что актуальность эта бизнес идея не потеряет никогда. Если вы решили попробовать открыть гончарное производство, то вам будет полезно узнать о его особенностях:

  • Лучше всего гончарные изделия расходятся в тех городах, которые регулярно посещаются туристами. В данном случае вы будете создавать не вещи, а память для человека об отдыхе или посещении какого-то значимого места. Сувенирная продукция в таких городах по популярности может поспорить с продуктами.
  • В этом бизнесе высокая конкуренция. Если вернуться к совету выше, то не только вы знаете, куда податься со своими товарами. Рынок, который перенасыщен покупателями, всегда переполнен сильными конкурентами. Прежде чем попытаться вклиниться между ними в поисках собственного места в этой нише, тщательно продумайте свою бизнес-концепцию. Ваша продукция должна чем-то превосходить товары конкурентов, иначе у новичка нет шансов удержаться на плаву в такой агрессивной среде.
  • При открытии необходимо делать акцент на одной категории товаров, то есть нужно выбрать либо посуду, либо сувенирную продукцию. Сначала вы должны «прощупать» рынок, а уже после разворачивать масштабное производство.
  • Если вы решили реализовывать товар в городе, который принимает толпы туристов, то продукция должна отображать колорит этого места. Ее необходимо оформлять в этническом стиле с национальными мотивами, чтобы у покупателя рамочка или магнитик вызывали теплые воспоминания о городе при одном только взгляде на них.

Гончарное производство, как и любой другой бизнес должно пройти через все этапы регистрации. Если вы планируете изготавливать только хозяйственные товары, то подойдет код ОКВЭД 26.21 (Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий), а для широкого ассортимента, в который входят еще и детские игрушки, используют код ОКВЭД 36.50 (Производство игр и игрушек).

Формовка изделий

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Это интересно: 388,Гуманитарные аспекты общественно-политического развития России (кратко)

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия глазурью. Основным материалом для выделки гончарных изделий служит глина. Предпочтительно пользоваться «горшечной» глиной, обладающей должной вязкостью и таким температурным сопротивлением, которое отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокой степенью пластичности, в неё всегда добавляют другие материалы из-за быстрого и неравномерного сжатия при обжиге. Для самых простых изделий употребляются песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожжённой заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но, так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то к массе добавляют какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и подобные примеси, которые, могут иметь положительный эффект на спекаемость массы и прочность изделий; тем не менее, необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зёрен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая глина оставляется на один или два года на воздухе или в воде[источник не указан 3100 дней], после чего мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — машинами, чем очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокой или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в месильные машины. При вращении ножи машины разрезают куски глины, причём проходящая через камеру с глиной струя воды уносит с собой мелкие частицы в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная.

Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определённых задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится либо насухую, ножами, либо с помощью воды. Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков, для избавления от которых массу утрамбовывают ногами или специализированными машинами.

Разновидности керамических изделий

Основное различие между разновидностями керамики — состав массы, из которой они изготавливаются, и вид глазури. Все изделия керамики делятся на две группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твёрдую массу; в изломе они похожи на стекло, полупрозрачны, не впитывают в себя воду и при ударе о сталь дают искры. Примером плотных гончарных изделий является фарфор.

Пористые, напротив, в изломе пористы; легко ломаются; пропускают сквозь себя воду, если глазурь удалена. Изделие этого типа — фаянс. Между теми и другими есть переходные. Оба вида гончарных изделий могут быть покрыты глазурью.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Твёрдый фарфор. Его масса почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упругая, однородная, твёрдая, не поддающаяся действию ножа. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, полевой шпат, мел и кварц. Глазурь состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и сама масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия глазурью и очень сильному после.
  • Мягкий фарфор. Французский фарфор содержит почти стекловатую массу с прозрачной свинцовой глазурью; масса английского фарфора состоит из каолина, кремнезёма, гипса и пережжённой кости. Глазурь состоит из мела, кремнезёма, буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит, то есть твёрдый, неглазурированный фарфор с обычной фарфоровой массой.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарными и нежными (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обычно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной глазурью.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнезёмом; покрывается прозрачной глазурью, её масса непрозрачная, незвонкая.
  • Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликой, имеет красновато-жёлтую массу; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачной оловянной глазурью.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений и прочего.
  • Изделия гончарные обыкновенные, масса изготавливается из глины и глинистого мергеля с непрозрачной свинцовой глазурью.
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: кирпич, черепица, дренажные трубы и пр.

Гончарное ремесло на Руси

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.

В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое фирменное клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда

Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Раскупают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. Глиняных дел мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

Покраска – на любителя

Мастер предпочитает не красить свои изделия – «Много лет они вообще остаются необработанными – меня восхищает сама глина. Ее цвет и фактура. В зависимости от температуры обжига, сушки, метода лепки, лощения – цвет и поверхность – получаются различными. Не говоря уже о том, что в Крыму насчитывается более 5 цветов глины».
А вот кухонная утварь из глины не может без дополнительной обработки. Она проходит стадию молочения – это старинная технология обработки глины. Такое изделие во время обжига достается из печи, окунается в коровье молоко и ставится обратно, потом снова окунается и обжигается. Таким образом получается красивый коричневый цвет. Поверхность становится влагонепроницаемой и, в тоже время, проницаемой для газовой среды – изделие «дышит».
В современности для декорирования гончарных изделий используется гла­зурь (стекловидные покрытия), надглазурные и подглазурные краски, ангобы (глиняные крас­ки), люстры (покрытия на основе оксидов металлов). Но разве заменит какая-либо крас­ка натуральные покрытия?
Возможности глины безграничны. Невозможно сосчитать количество техник, в которых работают керамисты. Каждый мастер выбирает то, что удобнее и роднее ему – и практически не имеет конкурентов среди коллег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector