Народная роспись северной двины
Содержание:
- Раскрашивание
- Мезенская
- История возникновения
- Как выбрать кисти для росписи
- Ночной пейзаж леса гуашью 5-6 класс: пошаговый мастер-класс
- Как нарисовать дерево поэтапно для начинающих
- Владимирская
- Что нужно для росписи?
- Городецкая
- Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
- Хохлома
- Как нарисовать красивое дерево
- Сходства и отличия различных типов красок
- История возникновения
- Дуб: секрет рисования
- Символика и мотивы Северной росписи
- Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
- РисуемТекстуру Коры
- Пермогорская
- Разновидности росписи Северной Двины
- Прикамская
- Особенности и описание техники
- Разновидности видов росписи
Раскрашивание
Как известно, листья у деревьев зеленого (изумрудного) цвета, ствол и ветви — коричневые. Если на растении есть цветы, например, сакура имеет розовые соцветия, их следует обвести тонкой черной полоской.
Можно проявить фантазию и сделать дерево инопланетным. Раскрасить листья в фиолетовый, ствол в красный. Все зависит от фантазии художника. Детям дается задание: подумать какими могли бы быть деревья на Марсе, Венере или Юпитере. В результате ребята не только отлично проведут время за полезным занятие, но и узнают много нового о космосе и Солнечной системе. Необычной альтернативой будет использование пастельных карандашей. Такой рисунок получится более ярким и оригинальным.
Мезенская
Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.
Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:
- Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
- Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
- Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
- Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
- Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
- Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
- Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.
История возникновения
Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.
Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.
Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.
Как выбрать кисти для росписи
Выбор кисточек для разрисовки зависит от вида краски. Кисти изготавливают из нейлона, полиэстера, пони, белки, козы. Есть кисточки из барсука, соболя, щетины, колонка (из семейства куньих). Они бывают натуральные и синтетические, тонкие и толстые, круглой формы и плоские (расплющенные).
Список красок и подходящих кисточек:
- для акрила — синтетические, из колонка, щетины;
- для акварели — мягкие беличьи, колонковые, из пони, козы;
- для масла — синтетические, из щетины, колонка;
- для гуаши — из белки, колонка, пони;
- для анилиновых красок — колонковые.
При покупке круглых кисточек нужно обращать внимание на их толщину, то есть диаметр. Все кисти маркируют от 0 до 20 и выше
Самые тонкие — «нулевые». Тоненькие кисточки нужны для прорисовки мелких деталей. Кистями средних размеров рисуют основной узор.
Плоские кисточки нумеруются только четными цифрами. Самой маленькой считает «2». Состоит такая кисть из ручки (деревянной или пластмассовой), металлического цоколя (обоймы) и волосяного пучка. Может иметь ровный, косой, полукруглый верх.
При выборе кисточки смотрят, чтобы металлическая обойма не шаталась, ручка не гнулась, волоски не вылезали. Перед покупкой нужно погладить кончик кисти. Если волоски остались в руке, товар лучше не покупать. Для росписи по дереву нужно несколько кисточек разной толщины.
Ночной пейзаж леса гуашью 5-6 класс: пошаговый мастер-класс
Что понадобится:
– лист А3
– плоские кисти разных размеров
– палитра для смешивания цветов
– красный, черный, белый, синий, желтый цвет гуаши.
Как рисовать
Для начала потребуется подготовить фон, плоской кистью по горизонтали закрасим синим тоном, затем красным, растушёвывая все немного книзу.
Следующую полоску наметим оранжевым, внизу должен получиться плавный переход от желтого к синему, для этого пройдемся по всему листу плоской кистью, что бы они были более размытыми.
Поместим синий на палитру и добавим немного черного, так получиться темно синий.
Тоненькой кисточкой нарисуем высокие елки, по краям они должны быть выше с обеих сторон, дальше меньше и меньше, таким образом наметим перспективу.
- Плоской небольшой кистью вдоль ствола дерева сделаем горизонтальные движения из стороны в сторону, наверху и к низу полоски должны быть шире. Так получиться пышная ёлка.
- Звёздное небо можно сделать взяв белую краску и сбрызнув ее с кисти на темный фон неба. Облака делаются мазками так: наносим на палец белую краску, и похлопывающими движениями имитируем пушистые облака, так же прорисуем и солнышко.
Готово !
Как нарисовать дерево поэтапно для начинающих
Если вы совсем начинающий художник, то этот способ обязательно вам подойдет. Приготовьте белый лист бумаги, карандаши в том числе и простой, и ластик.
Этап 1 и 2. Для начала нарисуем ствол и несколько тонких ветвей.
Добавляем ветвям объем, дорисовываем рядом с уже имеющимися ветками такие же линии, которые плавно переходят в новые ветви. Убираем ластиком лишние детали.
Рисуем листву. Для этого плавными кружевными линиями, как будто одеваем на дерево шапочку рисуем крону. За ней рисуем следующую, большего размера. Далее третья, самая большая крона.
Теперь осталось закрасить ствол коричневым цветом, а каждую чать кроны разными оттенками зеленого.
Владимирская
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Владимирская роспись
Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.
Что нужно для росписи?
Перед началом нанесения рисунка рекомендуется заранее подготовить инструменты и заготовку. Художественная роспись проводится с использованием следующих предметов:
- деревянной заготовки;
- мягкого карандаша;
- ластика;
- наждачной бумаги разной зернистости;
- бумажных листов;
- набора кистей;
- палитры красок;
- шаблонов;
- грунтовки;
- прозрачного лака;
- емкостей для жидкостей.
Краски для росписи по дереву
Выбор нужно делать внимательно, ведь от этого напрямую зависит окончательный результат работы. Практиковать рисование по дереву рекомендуется, используя традиционные материалы. Роспись можно сделать следующими видами красок:
Гуашь. Используется для создания простых орнаментов, поскольку краска может растекаться.
Акварель
Важно соблюдать правила нанесения, чтобы заготовка не разбухла.
Темперные. Используют их в художественной росписи по дереву категории «люкс», чтобы получить рисунок высокого уровня.
Акриловые
Самый удобный вариант для новичков благодаря плотной структуре и легкости нанесения.
Масляные. Рекомендуется использовать только опытным художникам.
Анилиновые. Бюджетный вариант. С помощью такой краски часто проводят роспись шкатулки, сувениров и браслетов.
Кисти для росписи по дереву
Для работы используют натуральные и синтетические варианты. Идеальная кисть по форме волосков должна напоминать каплю, семечко или пламя свечи. Волоски должны быть аккуратно подобранными и представлены в большом количестве. Роспись на дереве проводят с помощью следующих кистей:
- крупных;
- плоских беличьих;
- колонковых № 6-16;
- маленьких конусообразных № 1-4;
- щетинных плоских № 10.
Городецкая
Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).
5 главных тезисов – городецкая роспись:
- Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
- Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
- Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
- Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
- Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.
Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
Если вы обладаете талантом в живописи, то можно сразу наносить задуманный сюжет согласно выбранному направлению на основу. Но, если есть некоторые сомнения в удачности задуманного, лучше перенести готовый рисунок.
Работаем по трафарету
В интернете несложно найти подходящий рисунок. Можно распечатать его на принтере и прорезать линии резаком или канцелярским ножом. Останется перевести линии простым карандашом.
ФОТО: gepur-shop.ruЭтот способ подходит только для очень простых сюжетов
Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность сюжет любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.
Третий способ нанесения рисунка заключается в использовании утюга и плотной бумаги. Лазерным принтером распечатывается сюжет и прикладывается печатью к дереву.
ФОТО: rubankom.comОстанется прогладить лист горячим утюгом, что перенесёт краску на поверхность изделия
Точечная методика переноса
Это подходящий вариант для тех людей, которые с рисованием на «вы». На основу наносят очень много точек, а их уже нужно будет соединить непрерывной линией. Эта техника хороша и для прорисовки мелких элементов сюжета.
Рисование по эскизам
Для эскизов используется копирка. Её красящей стороной нужно приложить к заготовке, а выбранный сюжет положить сверху и обвести по контуру.
Хохлома
Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.
Что нужно знать о хохломе:
- Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
- Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
- Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
- В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
- Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
- Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
- Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.
Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.
Больше информации о хохломе вы узнаете из нашего обзора: «Секрет популярности посуды хохлома и ее особенности. Как отличить подделку и почему посуда-фейк опасна для здоровья».
Как нарисовать красивое дерево
Каждое дерево по своему красиво. Но согласитесь, большое, с раскинутыми над землей корнями и густой кроной дерево впечатляет немного больше, чем обычный парковый клен. Чтобы нарисовать такое дерево, вам понадобится лист белой бумаги, простой карандаш и ластик.
Рисуем ствол сужающийся кверху. Внизу линии ствола соединяем дугой. Задайте направление корням в четыре стороны, и изобразите их,наподобие кривых труб, которые сужаются к низу.
Из ствола дерева выпускаем две основные ветви, между ними прорисовываем складку. Все ненужные вспомогательные линии убираем ластиком.
Кругами обозначаем места кроны. Наращивайте листву, заполняя основные круги более мелкими с контуром в виде мелких каракуль. Добавьте тень.
Сходства и отличия различных типов красок
Гуашевые или плакатные краски изготавливаются в густой форме и непрозрачной массе. Рисовать ими очень просто, но лишь незамысловатые узоры. У любой гуаши должны быть определенные качества:
- Они обязаны легко наносится на любую поверхность.
- После нанесения и высыхания, качественные краски не должны растрескиваться и тем более стираться.
- Для более прочного схватывания краски на поверхности разбавлять гуашь рекомендуется не обычной водой из-под крана, а смесью клея ПВА и воды. В этом случае рисунок держаться будет намного прочнее и к тому же наносить предварительно грунтовку будет не обязательно.
- При рассмотрении с детства любимых акварельных красок, то расписывать ими можно более сложные узоры с огромным количеством разнообразных оттенков.
- Для обеспечения качественного рисунка каждая акварель должна быть:
- Ровной при нанесении на любую поверхность.
- Как и гуашь, после высыхания не трескаться и не осыпаться.
Главное преимущество этого типа красок заключается в том, что ее можно просто смыть, высушить, нанести на поверхность грунтовку и вновь расписать.
История возникновения
Роспись по дереву на Руси развивалась широко, с большим региональным охватом. Синтез культур и техник, некоторое влияние Запада и Востока, местный колорит приводили к тому, что промысел являл собой палитру самых разных работ. От произведений с четкой структурой и однотипной цветовой гаммой до сложных, многослойных изделий, которые изучают и художники, и культурологи.
игрушкиПечально, что совершенно точно можно сказать: не всей представленной сегодня вологодской росписи по дереву удалось дойти до наших времен. Отдельные направления промысла региона утрачены. Но те, что остались потомкам, бесспорно, являются ценностью национальной культуры.
Климатически Вологодчину можно назвать суровым краем: возможности жить и выживать, конечно, были, но нельзя назвать их самыми благоприятными, богатыми на урожайные ожидания и т.д. Люди закаляли выносливость, внутреннюю силу, и, как во все времена, искали самореализации в творчестве. Сначала это было примитивное украшательство, которое усложнялось и приобретало иное выражение.
Дуб: секрет рисования
Красивое, мощное и, как правило, старое дерево всегда привлекает взгляд, просится в альбом. Царь леса – так называют дуб с древних времен, и он заслуживает качественной прорисовки
Главный секрет – уделить внимание мощному стволу, а также пышной кроне, это основные показатели хорошего рисунка
Определите на листе место для основы, отметьте нижний и верхний край изображения.
Соедините точки вертикальной линией – этот отрезок будет ориентиром для симметрии.
Рисуйте мощный ствол, с расширением для корней внизу.
Прорисуйте ветки разной толщины
Частично их будет закрывать крона, поэтому окончания можно сделать воздушными, малозаметными.
Обозначьте условно пределы кроны, добавьте детали для объема – облака, маленькие веточки, проглядывающие сквозь массу листвы.
Придайте цветными карандашами нужные оттенки рисунку – кроне уделите внимание зелеными красками, стволу – черными, серыми, коричневыми.
Хорошо подчеркнут мощь дерева посторонние объекта – птица на ветке, другие растения рядом или на заднем плане.
Символика и мотивы Северной росписи
Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.
Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:
дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.
Основные элементы
Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.
Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).
Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью
Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.
Инструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу
РисуемТекстуру Коры
Шаг 1
То,что обычно называют корой, включает в себя ряд различных тканей, которые покрываютдревесину и служат защитным барьером. Например, вторичная кора является внешнейтканью, которая непроницаема для воды и газов.
Почемумы начинаем с этой части дерева? Кора является заключительным элементом,который покрывает форму ствола и ветвей. Знание того, как рисовать кору,ускорит наш процесс позже, когда у нас уже будет понимание дизайна дерева,нарисованного с нуля.
Давайтенарисуем всего лишь образец коры дерева крупным планом; мы сосредоточимся на еёструктуре и деталях. С помощью карандаша HB, нарисуйтенебольшой прямоугольник, а затем заполните его линиями, которые имитируют узоркоры.
Непереусердствуйте с этим узором на ранних стадиях; просто нарисуйте что-топохожее на нестандартные ромбы.
Шаг 2
Добавьтебольше деталей к рисунку с помощью карандаша HB. Отдельныеучастки с параллельной штриховкой помогут создать ощущение трёхмерной поверхности.
Шаг 3
С помощьюкарандаша 3B, затемните границы между участками коры. Вы такжеможете использовать точки, чтобы сделать текстуру более интересной.
Шаг 4
С помощьюкарандаша 3B, уменьшите контраст, покрывая образец слоем мягкой,гладкой штриховки. Далее, ещё раз акцентируйте тени. Наш образец завершён!
Шаг 5
Давайтесоздадим ещё один образец текстуры коры; на этот раз я нарисую большие фигуры,используя карандаш HB. Далее, также добавьте участки с мхом, а затем покройтеих слоем штриховки.
С помощьюкарандаша HB, добавьте отдельные тени на мох и кору.
С помощьюкарандаша 3B, увеличьте контраст рисунка, подчеркивая границымежду пластинами и под мхом.
Шаг 8
Добавьтебольше деталей с помощью точек и короткой штриховки, используя карандаш 3B. Такжезатемните периметр образца, создавая ощущение глубины.
Пермогорская
Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.
Особенности техники:
- птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
- посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
- бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
- приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
- продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
- цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.
Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.
Разновидности росписи Северной Двины
Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились
Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия
Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.
Северная роспись – отличия от других
Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.
Пермогорская роспись
Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.
Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.
Ракульская роспись
В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.
Подробнее читайте здесь
Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись
Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.
Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.
Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пичужская роспись
Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе
Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным
Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.
На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.
Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.
Уфтюжская роспись
Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.
Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.
Прикамская
В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель. На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы. Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.
Все рисунки прикамского промысла – это те же сакрализованные пожелания счастья и благополучия, достатка в семье. В сам термин «прикамская роспись» входит два десятка техник.
Основные мотивы промысла:
- вазоны с пышными цветами;
- птицы и животные;
- кусты с плодами;
- сюжетные сцены с людьми.
Попробовать прикамскую роспись по дереву можно гуашью, акрилом. Подходящие для декорирования поверхности – шкатулки, доски, хлебницы, короба, деревянные игрушки.
Особенности и описание техники
Богатый лесом край обусловил основной объект декорирования – дерево. Сперва зародилась художественная резьба, впоследствии народные умельцы взялись за роспись. Рисунок на предмет в народном искусстве наноситься мог двумя способами: графическим и мазковым. На севере, к которому относят и Вологодчину, господствовал графический способ. На предмет наносился четкий контур рисунка, он далее заполнялся двумя-тремя цветами. В работе художники применяли темперные краски. Мазковый способ пришел сюда только в 19 столетии.
Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность.
Разновидности видов росписи
Сегодня вологодский регион насчитывает около 20 разновидностей росписи по дереву, конкретно тех, что зародились в этой местности много столетий тому назад.
Вологодская роспись по дереву
Это общее название нескольких видов промысла, относящихся к 17 столетию. В данной технике оформлялись преимущественно предметы быта: от прялок до тарелок. Умельцы пользовались темперными красками.
Шекнинская золоченка
Долгое время то, что сегодня хорошо знакомо любителям народных промыслов, было малоизвестной страницей русского искусства. Локальное значение отдельных направлений не сделало им той серьезной культурологической рекламы, как например, хохломе или гжели. К числу таких промыслов можно отнести шекнинскую золоченку. Это графическая роспись с растительными и геометрическими орнаментами на красном фоне. Используемые цвета – золотой и черный.
Раскрашивалась в такой технике токарная посуда, самопрялки, швейки и берестяные лычки. Мастера перед росписью грунтовали дерево красной охрой: для фона перетирали краску с олифой, наносили тонкие лессировочные слои. Влияние иконописи прослеживается в сюжетах и оформлениях расписных работ золоченки.
Гаютинская роспись
На юго-западе Вологодчины зародилась яркая графическая роспись. Это техника с доминированием мелкого узора из лепесточков и точек, семян и побегов, преходящих в один растительный образ (то ли дерево, то ли цветок).
Отличительная черта гаютинской росписи – симметрия заполнения плоскости сообразно штамповке. Роспись краснофонная с наложением зеленой, оранжевой, а также золотой красок. Ранее яркими узорами с изображением, предположительно, Мирового древа (а значит, с языческим подтекстом) украшались, в основном, прялки. Нынешние художники декорируют в гаютинской технике солонки, пасхальные яйца, посуду.
Глубоковская роспись
На северо-востоке Вологодского региона зародилась орнаментальная роспись, подарившая русскому искусству богатство элементов. Местные умельцы не останавливались на шаблонных центрах композиции, активно использовали и розетки, и бутоны, и завитки, и точки, и капли, и скобочки.
Кичменгско-Городецкая роспись
Это направление развивалось на границе трех современных областей — Костромской, Вологодской, Кировской.
Пик творческого успеха – конец 19-начало 20 века. Умельцы расписывали жилище артелями: от заборков и стен до мебели и бытовых предметов. Колористическое решение – красный/бордовый + белый и зеленый. Предпочитаемый мастерами персонаж – лев, который всегда был на «авансцене» в общей композиции. Он символизировал стража, охраняющего хозяйские владения.
Верховажская роспись
Это тоже свободно-кистевой способ: живописными мазками художник переносил рисунок на основу. Если элемент состоял из двух-трех цветов, художник брал белильную оживку с моделированием формы рисунка. Мотивы могли быть как растительными, так и животными.
Также интересно: Живут и дышат – многообразие русских видов росписи по дереву. Почему старинные промыслы возрождаются, чем они интересны