Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

А символика дома? Что она дает?

— Крыша – это голова, тело человека – сруб избы и 4 стороны света – мир земной, ноги – это мир загробный, подпол. Все, что носится на голове – это атрибуты неба. Кокошник – от слова «кокош» — птица. Веретено – это предмет прядения, сброшенный с неба женщинам птицами. Жемчуг, спускающийся с кокошника, — это струи дождя. У девушки лента в волосах – это символ горизонта. Стан обязательно опоясывали. В некоторых губерниях без пояса даже спать не ложились. Почему? Потому что был оберегом, отделял внутреннее от внешнего. Без рубахи раньше не косили, так как это все равно, что оказаться без вселенной. Особенно на рубахах украшали места, которые участвуют в работе – верх рукава. Костюм – это отражение целого мира.

Артефакты

Каждая нация или народность имеет свое устное народное творчество, в том числе и сказки. И в этих скаках нередко могут встретиться такие странные предметы, как плащ-невидимка, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Эти предметы делают своих владельцев неуязвимыми и наделяют их уникальными способностями.

В сказках часто встречаются волшебные предметы, которые помогают героям справляться с жизненными трудностями. Кто-то эти предметы ворует, кто-то находит, кто-то получает в наследство — собственно, это не играет большой роли. Основная задача волшебных артефактов – придать повествованию легкое, волшебное послевкусие и заставить поверить в несбыточное.

И даже такие «не гламурные» сапоги-скороходы заставляют улыбаться и мысленно примерять этот несуществующий предмет на свою ногу. Итак, в какой сказке есть сапоги-скороходы и какое их происхождение?

Проблема художественного оформления поделки

Чтобы изобразить Колобка и всех, кто хотел его съесть, достаточно пластилина. Диснеевскую принцессу придется делать в шикарном платье, отделанном бисером и пайетками. Японские аниме реально воплотить только в виде комиксов – иначе они будут неузнаваемы.

Схемы создания поделок по сказкам могут включать одну технику (выжигание, вышивка, лепка), а могут сочетать в себе несколько (конструирование, скрапбукинг, отделка лаком и проч.).

Тот же самый Вини-Пух может быть изготовлен из шишек, помпонов, пластилина. Его реально изобразить на доске или картонке, на ткани или канве.

В зависимости от уровня художественного творчества и приложенных усилий результат – поделка – будет смотреться по-разному.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Сапоги-скороходы

  • Предназначение: быстрое перемещение.
  • Аналоги: роликовые коньки, гироскутеры и джамперы.

Быстро добираться из одного пункта в другой, справляться со сложностями и успевать выполнять несколько дел – в этих и иных ситуациях на помощь героям сказок приходит чудо-обувь. Речь идет о сапогах-скороходах. Эту идею до сих пор применяют изобретатели. И регулярно в продаже появляются «аналоги» таких сапог. К примеру, джамперы позволяют выполнять прыжок на высоту до 5 м, а также бегать в 3 раза быстрее, чем обычно.

В начале XXI века в г. Уфе было изобретено приспособление, оснащенное двигателем внутреннего сгорания. Его можно одеть на любую обувь, благодаря чему длина шага увеличится до 4 м. Нельзя не упомянуть еще одно интересное изобретение, автором которого является один инженер из Японии. Это ботинки Easy Shoes, имеющие встроенные ролики и электромоторы.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

Две основные группы сюжетосложения

В сказочном цикле по построению сюжета выделяются две самые распространенные истории: повествование о добыче волшебного объекта («Молодильные яблоки», «Жар-птица») и сказания о получении сказочного предмета и его последующем использовании («Волшебное кольцо», «Двое из сумы»). Сказки первой категории схожи с мифами о героях: персонаж отправляется на поиски волшебной диковинки, проходит разнообразные испытания, достает (иногда похищает) желанный предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько инверсированный, то есть в самом начале истории главный герой получает сказочные волшебные предметы как награду (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), однако после эта добыча у него выкрадется антагонистом, и персонаж просто обязан будет всяческими способами её вернуть.

Сапоги-скороходы

  • Функционал: перемещаться быстро
  • Аналоги: ролики, джамперы, гироскутеры

Стремительно передвигаться по земле, выполнять сложные задания и вообще все успевать — в этих и других непростых ситуациях на помощь сказочным персонажам приходят сапоги-скороходы. Эта идея до сих пор вдохновляет изобретателей, и на смену одному средству передвижения периодически появляются новые: например, джамперы позволяют прыгать до 5 м в высоту и бежать в три раза быстрее.

В начале 21 века в Уфе придумали приспособление с двигателем внутреннего сгорания, которое надевается на любую обувь и помогает сделать шаг длиной до 4 м. А чуть раньше японский инженер изобрел Easy Shoes — ботинки со встроенными роликами и электромоторами.

7 умных и полезных гаджетов для дома, найденных на AliExpress.

Русская четверка

XXI век подарил человечеству разнообразные хитроумные гаджеты и прочие блага цивилизации, но волшебные истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов русские народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и весьма полезны:

1.Универсальный навигатор – клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть — и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист – ясный сокол»).

3. Скатерть-самобранка – заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну — и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику.

Бумага и картон

«Из волшебных завитушек создадим мы сказку…»

Оригинальный процесс создания поделок «бумагокручением» (из тонких полос бумаги) под названием квилинг, пришел из Англии. Так как бумага тогда было сверх дефицитным материалом, то остатки её не выбрасывались, а наматывались на перо. Отсюда и пошло название квилинга-«птичье перо».

В основе любой поделки данной техники лежит модуль. А модули здесь различны. Каждый отражает свою форму. Могут быть в виде капли, звезды, стрелки, лапки птицы, лепестка и даже глаза.

Для придания поделке дополнительного объема используется бахрома. Для этого полоска бумаги надрезается с двух сторон, а затем скручивается.

Техника выполнения различна. В первом случае мы создаём форму-контур для будущей поделки из полоски бумаги такой же ширины, что и заготовки – модули. Затем она заполняется внутри.

Второй вариант проще. Мы просто карандашом очерчиваем контур будущей поделки на листе, а затем склеиваем модули друг с другом так, чтобы получился желаемый образ.

В процессе работы используются бумажные ленты различных цветов. Получается довольно оригинально.

С помощью данного метода создаются различные композиции. От сада с волшебными яблоками и жар-птицей до синего моря с золотой рыбкой. Тут можно изготовить хоть всех персонажей из «Винни-Пуха». А что касается бороды Карабаса-Барабаса и голубых волос Мальвины, то здесь просто простор для творчества. Хотите спиралью бороду выложить-пожалуйста. А может завитком попробовать?

Метод настолько простой и не дорогой, что композиции изготавливаются в различных форматах от обычного альбомного до ватманского листа.

Зовёт нас в сказочные дали волшебное искусство Оригами

Японское искусство складывания из бумаги настолько прижилось в нашей стране, что даже малыши в детском саду прекрасно справляются с простыми работами. Для поделок хорошо брать двустороннюю бумагу.

Иллюстрировать сказку «Колобок» в этой технике можно прекрасно. Чтобы Колобок не получился угловатым, его можно просто сделать круглым, вырезав из бумаги.

Для создания поделок к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина оригами тоже подойдет идеально. А с элементами квилинга (море) и аппликации (царевна Лебедь) композиция на любом конкурсе займет призовое место.

С волшебной аппликацией мы в сказочку войдём

Этот метод используется везде и всегда. Начинаем мы им работать ещё в детском саду и, вплоть до начальной школы. Да и в среднем звене, когда надо экстренно сделать поделку на конкурс, без него нам не обойтись. Понятно, что работа 1-классника будет сильно отличаться от 7-классника качеством и уровнем исполнения.

Но сказки есть сказки. Они вечны. Поэтому главных персонажей любой сказки лучше всего делать с помощью этой техники. Да, и можно дополнительно добавить различные декоративные материалы-пайетки, бусины, перья.

Знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» также изготовить можно с помощью аппликации. Кота-аппликацией. Цепь сплетём из колечек. Дуб можно сделать с помощью квилинга. А можно и аппликацией, используя бумагу разных цветов. Кощей, ступа, Баба-Яга тоже получатся лучше методом аппликации.

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Шапка-невидимка

  • Функционал: делать невидимым
  • Аналог: метаматериалы

Головного убора, позволяющего исчезать и появляться по собственному желанию, ученые пока не изобрели, а вот плащи-невидимки уже существуют. Их шьют из метаматериалов с отрицательным углом преломления, которые заставляют лучи света огибать объект и делают его невидимым. Например, одна канадская компания выпускает ткань Quantum Stealth — мягкий и легкий материал, скрывающий от глаз, камер ночного видения и тепловизоров не только предмет, но даже его тень.

Разработка пока доступна только канадским, американским и британским военным, но не исключено, что в ближайшем будущем ее внедрят в массовое производство. В конце концов, интернет и GPS когда-то тоже были армейскими технологиями.

Xiaomi выпустила зимнюю куртку с «умным» подогревом.

Русская четверка

XXI век подарил человечеству разнообразные хитроумные гаджеты и прочие блага цивилизации, но волшебные истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов русские народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и весьма полезны:

1.Универсальный навигатор – клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть — и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист – ясный сокол»).

3. Скатерть-самобранка – заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну — и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику.

И еще три

1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке.

2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния.

3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация – «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.

Исследовательская работа «Волшебные предметы — помощники в русских сказках»

«Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события… В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы». Этот жанр берет свое начало в фольклоре и находит свое продолжение в произведениях русских писателей.

Толковали сказку по-разному. Одни исследователи фольклора называли сказкой всё, что «сказывалось». Например, известный фольклорист-сказковед Э.В. Померанцева писала: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Помимо Э.В. Померанцевой сказки изучали: историк и фольклорист А. Н. Афанасьев, И. А. Ильин — философ и историк культуры, В.Я. Пропп, С.Г. Лазутин и другие исследователи. Все они отмечали одну из главных черт волшебной сказки – упоминание в ней волшебного действия: «Ни одна волшебная сказка не обходится без вмешательства в жизнь человека чуда. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом, покидать жилище, вкушать какую-либо еду или питье, прикасаться к чему-либо». Такие сказки еще называются волшебно-фантастическими или чудесными сказками.

Свои основные черты волшебная сказка приобрела в тот период, «когда представления первобытного человека о мире развивались одновременно в двух измерениях: существовал видимый, реальный мир, в котором жил человек, и мир воображаемый, ирреальный, населенный злыми и добрыми силами, оказывающими как ему представлялось, прямое влияние на жизнь. Оба они в сознании первобытного человека составляли единую реальность».

В таких сказках, как правило, происходят чудесные события, необыкновенные происшествия, которые совершаются благодаря способности некоторых сказочных персонажей вызывать различные чудесные явления. Явления такие могут возникать в результате использования персонажами различных чудесных предметов, таких как гусли-самогуды, шапка-невидимка, скатерть-самобранка и другие.

Для волшебных сказок характерны особые приемы и способы композиции повествования и стиля. Несмотря на это сюжет каждой волшебной сказки неповторим и занимателен по-своему. Однако для всех волшебных сказок существует закономерность: ее герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступят в определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами, что дает основу для развития её необыкновенного, фантастического сюжета. В этом заключается главный интерес волшебной сказки.

Еще одна отличительная черта сюжета волшебной сказки: её многособытийность. «В ней нередко раскрывается довольно продолжительный период жизни героя, в высшей мере напряженной и драматичной». Герой такой сказки должен пройти через целый ряд испытаний, причем каждое последующее из них обязательно значительно труднее предыдущего. В достижении героем цели в таких сказках важную роль играют чудесные предметы. Вот такие чудесные предметы мы и решили изучить в нашей работе.

Многие исследователи устного народного творчества (например, В.Я. Пропп, С.Г. Лазутин, Т.В. Зуева и другие) в своих работах анализируют сказочные сюжеты и героев, но отдельно значение волшебных предметов не рассматривают, хотя именно эти предметы помогают более полному раскрытию мира волшебной сказки, отражают её сказочный сюжет, помогают понять поступки героев и посмотреть на сказку с другой стороны. В этом и заключается актуальность и новизна нашей работы.

Объектом исследования этой работы являются русские народные сказки.

Предмет – волшебные предметы в них.

Цель работы — выделить волшебные предметы в русских народных сказках и выявить их значение.

Задачи:

  • найти предметы в русских волшебных сказках;
  • дать классификацию данным предметам;
  • проанализировать и выяснить их функции в сказках.

Методы исследования:

  • чтение русских народных сказок и просмотр мультипликационных и художественных фильмов-сказок, созданных по их мотивам;
  • поиск информации в литературных источниках и сети Интернет;
  • проведение анкетирования одноклассников;
  • анализ собранного материала;
  • систематизация и классификация сказок в соответствии с типом исследуемого образа;
  • обобщение полученных данных.

И еще три

1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке.

2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния.

3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация – «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.

Презентация по сказкам «Сказочные гаджеты»

Описание слайда: Волшебные предметы Название сказки Назначение предметов Стрела, клубочек, перышко. «Царевна-лягушка», «Финист-Ясный сокол», «Поди туда-не знаю куда», «Кощей Бессмертный» Показывают направление движения. Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко. «Королевич и его дядька», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» Говорят правду и показывают, что делается на белом свете. Палочка, волосок. «Притворная болезнь» Исполняют желания. Гребешок, полотенце, платок. «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри» , «Марья Моревна» Преграждают путь преследователю. Ковер-самолет, сапоги-скороходы. «Вещий сон», «Заколдованная королевна», «Царевна лягушка» Быстро переносят героя на большое расстояние. Кольцо, огниво, волоски. «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Морской царь и Василиса Премудрая» Вызывают помощников. Свисток, гусли, рожок. «Гусли-самогуды», «Мудрая жена» Заставляют все вокруг плясать. Яйцо, сундук. «Кощей – Бессмертный» Хранят тайны. Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода. «Молодильные яблоки», «Иван царевич и серый волк», «Марья Моревна» Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых. Шапка-невидимка. «Вещий сон», «Царевна лягушка», «Заколдованная королевна» Делает героя невидимым. Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина. «Буря-богатырь», «Заколдованная королевна», «По щучьему велению» Выполняют работу за героя. Рубашка. «Чудесная рубашка» Защищает, оберегает, Куколка «Василиса Прекрасная», «Матушкина куколка» Даёт совет, оберегает, помогает. Волшебные предметы Название сказки Назначение предметов Стрела, клубочек, перышко. «Царевна-лягушка», «Финист-Ясный сокол», «Поди туда-не знаю куда», «Кощей Бессмертный» Показывают направление движения. Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко. «Королевич и его дядька», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» Говорят правду и показывают, что делается на белом свете. Палочка, волосок. «Притворная болезнь» Исполняют желания. Гребешок, полотенце, платок. «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри» , «Марья Моревна» Преграждают путь преследователю. Ковер-самолет, сапоги-скороходы. «Вещий сон», «Заколдованная королевна», «Царевна лягушка» Быстро переносят героя на большое расстояние. Кольцо, огниво, волоски. «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Морской царь и Василиса Премудрая» Вызывают помощников. Свисток, гусли, рожок. «Гусли-самогуды», «Мудрая жена» Заставляют все вокруг плясать. Яйцо, сундук. «Кощей – Бессмертный» Хранят тайны. Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода. «Молодильные яблоки», «Иван царевич и серый волк», «Марья Моревна» Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых. Шапка-невидимка. «Вещий сон», «Царевна лягушка», «Заколдованная королевна» Делает героя невидимым. Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина. «Буря-богатырь», «Заколдованная королевна», «По щучьему велению» Выполняют работу за героя. Рубашка. «Чудесная рубашка» Защищает, оберегает,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector