Символы и элементы мезенской росписи, узоры

Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов

Количество сюжетов мезенской росписи, при всей ограниченности художественных средств, может быть бесконечным. Основные сочетания знаков в них повторяются.

Важнейший символ изобилия и благосостояния – ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ зачавшей земли. Логическое продолжение ромба – множество ромбов, их цепочка, говорящая о роде, череде рождений, непрерывности жизни.

Символы благополучия размещали на одежде и полотенцах, использовали при украшении жилищ. Основные фигуры дополнялись символами энергии, изображениями растений, цветов и плодов. Для кого-то главным центром композиции становился крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то делал основой композиции квадрат, символ земли и стабильности, кто-то окружал ромб цветущими растениями.

Предлагаем посмотреть интервью мастера мезенской росписи Куликовой И.Ю., которая рассказывает об истории и значении узоров.

Для каждого мастера или мастерицы, для каждой прялки, братины, вышивки композиция, призывающая благополучие и изобилие, была строго индивидуальной. Это было действительно сакральное творчество. При этом азбука росписи должна была использоваться грамотно, общая схема соблюдалась, неписанные правила никогда не нарушались. Самым важным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания. Эти же законы следует выполнять художникам, которые учатся мезенской росписи сегодня.

Узоры в простой и косой клетке

Рассмотрим несколько сюжетов, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или косой клетки).

Самый простой рисунок в квадрате со сторонами красного цвета может изображать несколько извилистых линий, нарисованных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они изображают дождь, влагу, и одновременно процесс обработки земли. Цель рисунка: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.

В квадрате может располагаться символ растения (четырехлистник), дополненный столькими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве). Та же молитва о хорошем урожае, но уже более широко читаемая (пожелание благополучного климата не только для растений, но и для семьи, детей). Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, той энергии, недостаток которой ощущается, может быть больше.

Ленточный орнамент

Как и вся мезенская роспись, узоры ленточного орнамента основаны на повторяемости элементов.

Обрамляется обычно двумя линиями (прямой и извилистой, земля и вода). Большое количество одинаковых символов дает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный ход жизни.

Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:

  1. Земная твердь – прямая линия.
  2. Сырая земля (мать всего живого) – две прямые линии с одной извилистой между ними.
  3. Треугольники (горы) – символ роста.
  4. Ромб (с крестом, квадратом или точками внутри) — вспаханное, засеянное поле.
  5. Корни, цветки, ростки, семена.

Таким образом, самые распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющего цветочного узора (символ цветок), цветы разделены маленькими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой). Этот орнамент – очень распространенный шаблон, своего рода констатация благополучия, выражение желания его продолжения, сохранения статус-кво. Орнаменты детских вещей и вещей для беременных чаще включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семена).

Дополнительные элементы росписи

Эти элементы — самые тонкие и загадочные, передают эмоции мастерицы, завершают замысел. К ним относятся: зигзаг (и перышко), завиток (а также двойной и парный), спирали и знаки коловорота.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском , изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Элементы и символика мезенской росписи

Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.

Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.

При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:

  • прямая линия — показывает на земную твердь;
  • косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
  • волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
  • многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
  • спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.

Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.

Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:

  • Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.

Символика узора: вспомним то, что знали наши предки


Символы земли, воды, огня и ветра в мезенской росписи.

Земля

Невелико количество художественных приемов, которые использует мезенская роспись, элементы росписи предельно просты. Это не ограниченность и тем более не убожество. Это принцип. Жить нужно просто, тогда ты будешь счастливым. Нужно уметь выделять в жизни главное, и не позволить никаким злым силам тебя от этого главного отвлечь.

Один из главных символов мезенского искусства – земля. Представления древних земледельцев из первобытных племен финно-угров состояли в том, что земля – это основа, мать и кормилица.

Символом земли в росписи изначально был квадрат. Внутри квадрата – разные благоприятные ситуации и пожелания: земля, в изобилии напитанная влагой, согретое солнцем весеннее поле, семена, прорастающие на распаханной пашне, здоровые и мощные растения.

От этих символов зависела жизнь, её продолжение. Они обладают взрывной мощью от той энергии, которой наполнили их многие поколения землепашцев. Они до сих пор читаются сознанием и подсознанием, вызывают в качестве отклика подъем здоровой созидательной энергии у каждого человека.

Отдельно следует обратить внимание на целые ряды полос на росписи – они показывают процесс обработки земли, появление на ней борозды, созданной плугом, а также знаки влажной земли, когда внутри квадрата появляются желанные символы капель, косого дождя, а также сильного ветра. Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба

Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба.

Вода

Вода в символике мезенских художников – не только посланные сверху капли, линии косого или прямого дождя. Волнистые линии часто окружали один из основных орнаментов, означавший союз стихий, рождение новой жизни. Счастье и благополучие – это соединение земли, воды, порождающее прекрасное дитя, новую жизнь, возникающую из зерна. Волнистые линии в рисунках росписи постоянно сопровождают прямые – это залог благополучия и продолжения жизни.

Огонь

В мезенской росписи всего два цвета. Один из них черный – символ земли, воды, тела живых существ, второй красный – символ огня, жизни, одухотворяющей энергии и отчасти самого духа. Если земля – квадрат, вода – линия, прямая или волнистая, то все элементы орнамента, стремящиеся к форме круга, — символ огня, солнца, энергии, созидания и разрушения.

Самые мощные символы огня – спирали, двойные спирали, а также канонические солярные знаки. Позднее символом солнца стал крест или крест в круге.

Ветер (воздух)

Мезенская роспись кажется очень мощной и динамичной. Она просто пронизана воздухом и движением. Воздух – самая древняя и самая непостижимая из стихий, символ духа.

Только ветер носился над бездной до сотворения мира. Ветер (наряду с водой), скорее всего, символизируют многочисленные короткие штрихи, обильно рассыпанные в композиции росписей.


Мелкие штрихи, символизирующие ветер и воздух.

Воздух непосредственно связан с огнем, именно он его раздувает и заставляет расти. Символику спиралей тоже можно считать относящейся к воздуху, символом его мощи, сгустком энергии.

Мастер-класс «Мезенская роспись»

Слайд 1

МАОУ ДО «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области Мастер-класс по теме: Мезенская роспись

Слайд 2

Мезенская роспись Возникла в начале 19 века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца 19 века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье , поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись» .

Слайд 3

Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

  • Слайд 4
  • Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета: Красный цвет Черный цвет
  • Слайд 5

Шаг 3. Растения и другие декоративные элементы

Для рисования растений опять используем кривые. Крайний правый элемент нарисован с помощью инструмента Рисовать спирали и заезды. Сначала кривыми рисуем элементы цветка.

Из этих элементов «собираем» цветок и растение. Группировать элементы можно любым способом, получая различные растения. Я нарисовал вот такую пару растений.

Не забываем выделить и сгруппировать элементы.

Далее из отдельных кривых рисуем ель. Сначала ствол (рис. слева), затем рисуем одну нижнюю ветку (рис. в центре, ставим две опорных точки и искривляем, потом применяем контурный эффект taper stroke).

Все остальные получаем дублированием и уменьшением копий нижней ветки (правый рис.).

Выделяем все элементы ели и группируем.

Давайте разместим на тарелке. Ель помещаем между оленями, большой цветок в нижней половине и по центру. Два маленьких цветка в нижней части под оленями.

Ну и добавим самые простые элементы звезды, крестики, волнистые линии. Разместите их произвольным образом и добавьте месяц. Месяц получаем из двух кругов и операцией Разность.

Ну вот мы и закончили рисовать тарелку в мезенской росписи. Получилось в общем неплохо.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи

Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

↑ Композиция в полосе

После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.

На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.


В центре изображено древо жизни, а симметрично ему — кони, вставшие «на дыбы» и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами.

Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки за-полнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером–художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше – в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Символизм мезенской росписи

Элементы мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические
воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы
пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают
миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени
черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть
на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая
на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она
же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху.
Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля —
это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном
случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы
подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется
косыми чертами – это и дождь, и снег, и град.  Волнистая линия, которая может быть водой
всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки,
а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется
черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента.
Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки
наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной
неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя»
в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской
росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей,
уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и
посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости
– это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают
солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими
ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо
копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том,
что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо
гривы – рога.

Техника выполнения

В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.

После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.

На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.

Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector