Поэтапное рисование городецкой росписи: описание и рекомендации
Содержание:
- Что понадобится для работы?
- Цветовая гамма городецкой росписи
- Что нужно приобрести для уроков
- Цвета городецкой росписи
- Мотивы и элементы
- Схема-последовательность изображения городецкой птицы
- Как правильно выполнять городецкий бутон
- Цветочная роспись
- Схема-последовательность изображения городецкой птицы
- Значение птицы в городецкой росписи
- Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)
- Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
- История возникновения промысла
- Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото в фото
- Откуда пришло городецкое искусство?
- Как изобразить розу в городецкой росписи
- Техника выполнения городецкой живописи
- Городецкие композиции
- Ход занятия
- Техника выполнения городецкой живописи
Что понадобится для работы?
- Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
- Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
- Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
- Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
- Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.
Цветовая гамма городецкой росписи
Есть традиционная расцветка – черное туловище, вишневый или красный хвост, зеленое крыло. Два из трех классических цветов имеется в наборе гуаши (черный и краплак), а городецкий зеленый цвет художник намешивает. Можно эти цвета заменять, но туловище птицы в классической версии всегда остается черным.
И всегда его дополняет присущая городецкому промыслу оживка. Тем ярче проявляется талант художника, чем более прорисован узор на пташке, чем гармоничнее выглядят цвета, которые мастер выбрал для ее росписи. Но и «пестрить» не нужно: типичная проблема новичков – они слишком увлекаются наведением узоров, что птица становится похожа на каллиграфическое упражнение карандашом, а не на традиционного городецкого героя.
О том как нарисовать городецкого петушка смотрите в видео-уроке.
Что нужно приобрести для уроков
Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.
Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.
Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);
Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.
- Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
- Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
- Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.
Цвета городецкой росписи
Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.
В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.
- Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
- Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
- Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.
Основные цвета по номерам
Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:
- охра (#CC7722);
- розовый (#FFC0CB);
- красный (#FF0000);
- голубой(#00BFFF);
- синий (#964B00);
- белый (#FFFFFF);
- зелёный (#00FF00);
- чёрный (#000000);
- жёлтый (#FFFF00).
Мотивы и элементы
Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:
- все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
- строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
- орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
- наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
- если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические элементы гжели:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
- многокомпонентные изображения с сюжетом.
Схема-последовательность изображения городецкой птицы
Приемы написания городецкой птицы у каждого мастера свои. По-разному они и начинают эту работу. Мы покажем, как это делает А.В. Соколова.
Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.
В отличие от цветов при написании птиц приемы оттеневки применяются нечасто. Красный хвост-веер разузоривается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом перышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно был впоследствии поработать и белилами. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие перышки на грудке, изящной спиральной и штриховкой украшают крылышко.
МИР ГОРОДЕЦКИХ ПТИЦ так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые «курочки Рябы», черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множетсво необычных, сказочных птиц.
Виды городецких птиц
Как правильно выполнять городецкий бутон
Выполнение работы должно проходить с использованием масляных красок, если вы хотите полностью повторить опыт городецких мастеров. А для этого, перед тем, как нарисовать цветок, нужно точно понимать, какие цвета будете использовать. Если смешать белый и киноварь, получится розовый. Если смешать белый и кобальт синий, образуется голубой. А при слиянии желтого и красной железо-окисной выйдет светлая охра. Если же, наконец, смешивать желтый и окись хрома, добавить красную железо-окисную, получится городецкая зеленая.
Рисовать бутоны в городецкой росписи нужно так:
- Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуются кружки однородного ровного цвета.
- Следующий этап – теневка с использованием черной и бордовой красок.
- Разживка (белевка) – это последние штрихи бутона, именно от расположения белого цвета зависит, в какую сторону будет раскрываться цветок.
Сначала натренируйтесь на бумаге: создайте для себя цветочные прописи, в которых элементы будут многократно повторяться. Доведите до автоматизма скобочки, точки и круги, которые наносятся с легким нажимом, аккуратными штрихами.
Цветочная роспись
Первый опыт начинающих художников, желающих повторить городецкие мотивы, обычно связан с расписной разделочной доской. Но прежде чем картинка перенесется на ее поверхность, потренируйтесь рисовать разные виды цветочных узоров на бумаге.
А это могут быть:
- Букет — симметричное изображение, которое обычно и украшает разделочные доски, а также блюда. На коробочках, стаканчиках и солонках можно встретить миниатюрные «букетики».
- Гирлянда. Один либо два крупных цветка в центре, которые уходят в стороны чередой мелких цветочков с листьями. Обычно врисовывают их в полосу или круг, на угловых заставках размещаются серповидно. Шкатулки, а также хлебницы, блюда и даже детская мебель – вот стандартная основа для гирлянды.
- Ромб. Вариация гирлянды, в центре ее один либо два цветка с ромбовидной серединкой, листья и бутоны же мягко уменьшаются к вершинам ромба.
- Полоса. Это либо ленточная композиция с повторяющимися цветками и листьями одного размера, либо композиция с чередованием цветков, разных по характеристикам (размеру или цвету). Украшает такой узор объемные вещи – круглые шкатулки, например.
- Венок. Это та же цветочная полоса, но замкнутая по краям предмета (блюдца, шкатулки).
Научиться поэтапно рисовать цветы в городецкой росписи может даже дошкольник. Сначала это будут узнаваемые образы, но без совершенства мазка и техники. Затем ребенок учится правильным приемам, нажимам, тонкостям. А если вы взрослый человек, но без художественного опыта, волноваться тоже не стоит – народное искусство откроется вам с первого же занятия.
О том, как рисовать городецкого петушка, можно узнать из нашей статьи: «Птица в городецкой росписи – символ семейного счастья: фазан, петух, павлин».
Учитесь рисовать, продолжайте самобытные традиции русского народа!
Схема-последовательность изображения городецкой птицы
Приемы написания городецкой птицы у каждого мастера свои. По-разному они и начинают эту работу. Мы покажем, как это делает А.В. Соколова.
Одним движением кисти, насыщенной черной краской, она пишет переднюю часть силуэта птицы — ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.
Следующий мазок, также утолщающийся книзу, как бы обегает крыло. В результате мы видим уже целостный абрис тела птицы и можем приступать к написанию самого богатого ее украшения — хвоста.
Один из самых распространенных вариантов — пышный, напоминающий раскрытый веер хвост павушки. Его первое перо — это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.
Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.
Продолжая работу, надо выполнить заливку цветом контура тельца птицы и ее хвоста — возможности цветовых вариантов здесь неисчислимы.
Чтобы птица окончательно ожила, следует написать ей лапки. В Городце и на этот случай выработаны выразительные премы. Сначала к тельцу приписываются верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой черной кистью — нижние части с коготками. На глазах происходит удивительное превращение: без лапок птица будто плавно скользит по глади воды, а с лапками — будто легко скачет по траве. Крошечная деталь совершенно изменила характер птицы. На следующем этапе к голове птицы приписывают гребешок.
В отличие от цветов при написании птиц приемы оттеневки применяются нечасто. Красный хвост-веер разузоривается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом перышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно был впоследствии поработать и белилами. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие перышки на грудке, изящной спиральной и штриховкой украшают крылышко.
Завершение работы станет разделка белилами яркого хвоста птицы — между темно-красными перьями появятся широкие мягкие перья белого цвета. Рука, которая их пишет, должна быть твердой, гибкой и расчетливой. Тогда в рисунке перьев появится ритм и они станут понастоящему красивыми.
Последовательность росписи птицы — Городецкий фазан
МИР ГОРОДЕЦКИХ ПТИЦ так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые «курочки Рябы», черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множетсво необычных, сказочных птиц.
Виды городецких птиц
Значение птицы в городецкой росписи
Птица – это символ семейного счастья, порядка и лада в семье. А если изображали мастера птичью пару, это воспринималось как гармония, прекрасный союз двух влюбленных. Традиционные городецкие герои – петух, фазан, павлин. Но все эти виды более напоминают сказочных персонажей. К примеру, павлин более ассоциируется с жар-птицей или некоей другой мистической героиней, чем со своим биологическим прообразом.
Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек. Но в каждой из них видится общее, то, что и называют ярким, неповторимым стилем промысла. В ярких картинках художники стремились передать свои ожидания, счастливые прогнозы на прекрасное будущее, которые сулили вестники добрых событий – птицы.
Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)
Никулина Наталья
Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)
В рамках проекта «Страна мастеров» у нас прошёл день «Веселый Городец«, на котором ребята продолжили знакомиться с народными промыслами, познакомились с изделиями городецких мастеров.
— расширять знания детей о городецкой росписи как об одном из народных промыслах;
— закреплять знания детей о еёхарактерных особенностях: элементах, цветочных узорах, сказочных букетах;
— формировать умения создавать композиции по мотивам городецкой росписи;
— развивать умение вырезывать предметы круглой формы;
— знакомство с городецкой росписью и её историей;
— рассматривание изделий Городца из мини-музея и иллюстрации альбома «Весёлый Городец» — подносы, игрушки, деревянные доски, шкатулки
Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
Как правило, попадаются на произведениях:
- цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
- птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
- «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.
Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.
Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.
Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.
Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).
Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.
Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.
Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.
История возникновения промысла
У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом — желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.
Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.
К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.
Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото в фото
Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Специфика техники
В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками
Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.
На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.
Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.
Техника рисования
Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.
Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.
Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.
Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.
Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.
И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».
Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.
Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.
Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.
Откуда пришло городецкое искусство?
История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.
А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.
Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».
Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.
Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».
Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.
Как изобразить розу в городецкой росписи
Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.
Поэтапное рисование розы, написанной по фону:
- Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
- Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
- Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.
На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи
Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.
Источник
Городецкие композиции
У городецкой росписи есть три вида рисунка.
Цветочная тема
Наиболее простая и поэтому часто используемая. Это может быть одиночный цветочек с листочками или цветочный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полосок и венков. Букеты чаще рисуются на кухонных досках и столовых блюдах, стаканчиках, мисках и солонках.
Гирлянды встречаются на хлебницах, мебели для детей и сувенирных шкатулках. Ромбами из цветов украшают шкафы и скамейки. Полосы применяются для росписи объёмных предметов, например, для украшения круглой шкатулки, либо в качестве канта в сюжете. Края изделия чаще расписывают венками.
Композиция с рисованием птицы или коня
Её часто используют для разрисовки больших изделий — столовых блюд, хлебниц, детской мебели, но иногда такую тему можно увидеть и на обычной ложке. Очень красиво смотрятся такие изображения на чёрном или красном фоне.
Сюжет
Самая трудная роспись, которая может быть посвящена свиданиям или застолью, сказкам или современной жизни. Обычно такие рисунки вытянуты вдоль горизонтальной линии. Картинка может состоять из нескольких частей, разделяемых колоннами, шторами или другими предметами интерьера. Иногда в одном сюжете можно увидеть несколько героев в разных комнатах.
Женихов городецкие мастера изображают всегда на коне, а невест – стоящими около берёз. В сюжетах с застольем столы обязательно полны яствами, на них обязательный символ – самовар. Иногда городецкие художники рисуют целые деревни с домами, колодцами, улицами, церквями.
Сегодня современные мастера фабрики «Городецкая роспись» продолжают старые традиции, создавая шедевры художественного промысла в виде шкатулок, хлебниц, игрушек и мебели.
Узнать еще больше об истории росписи, увидеть как работают настоящие мастера и полюбоваться на их произведения вы сможете посмотрев это видео.
https://youtube.com/watch?v=71Xv1bdMnPg
Вот вы и познакомились поближе с городецкой росписью. Если вам стало интересно, вы теперь сможете попробовать сделать своими руками красивый подарок маме на праздник, разрисовав в стиле Городца разделочную досочку или шкатулку.
Ну а для вашего учителя и одноклассников лучшим подарком станет ваш интересный исследовательский проект, посвященный творчеству городецких мастеров.
Успехов в учебе!
Евгения Климкович.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?
Дети: страх,тоску,грусть…
Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …
Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Дети: в музее.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?
2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?
Дети: разделочная доска.
Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: По каким элементам вы догадались?
Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.
Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
Чтение стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.
Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.
Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.
Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.
На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения
Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации
В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.
Последним этапом создания изображения становится нанесение черных и белых мазков и точек. Для выполнения работы используют тонкую кисточку. После того как полотно подсыхает, для закрепления рисунка на поверхность наносят лак.