Как нарисовать гусли музыкальный инструмент. как нарисовать гуся поэтапно на бумаге в начальной школе
Содержание:
- Конструкция
- Популярные темы сообщений
- Как нарисовать гуся — урок 2
- Доклад №2
- История
- Разновидности
- Доклад №5 Мзыкальный инструмент — гусли доклад
- Техника игры
- Шлемовидные
- Что потребуется?
- Гусь с желтыми лапками
- Принцип игры и строй
- Схемы и чертежи
- Разновидности и типы гуслей
- Как играть?
- Гусли в наше время
- Мастер-классы по рисованию для начинающих
- История
Конструкция
Как же, собственно говоря, устроены гусли? На этот вопрос легко смогут ответить те, кто увлекается игрой на гитаре или на арфе. Являясь типичным струнным щипковым инструментом, гусли считаются простыми в освоении именно для гитаристов и многих скрипачей.
На картинках такого музыкального инструмента как гусли можно подробно рассмотреть их строение. Он состоит из деревянного корпуса, на «колышки» которого крепятся струны. Примечательно, что их может быть как мало, так и очень много. Например, известны простейшие трёхструнные гусли, а клавишный инструмент, как мы поняли, содержит до 60.
В зависимости от назначения предмета, в центре «тела» также присутствует голосник, необходимый для хорошего прохождения звука. Материал корпуса – как правило, хвойные породы деревьев, в особенности, ель и можжевельник. Но не забывайте, что крыловидный тип изготавливается исключительно из белого клёна.
Популярные темы сообщений
-
Александр I
Личность. Современники именуют императора Александра I Благословленным, и, действительно, император был человеком высоких моральных принципов, не любил выпавшее на его долю бремя правления и много внимания уделял проблемам своего духовного развития.
-
Водоемы Краснодарского края
Краснодарский край расположен на Северном Кавказе в юго-западной его части. К водоемам следует отнести реки, озера, моря, водохранилища и лиманы.
-
Афродита
Афродита известна нам из древнегреческих мифов и легенд. Она является одной из великих богинь олимпа. Является дочерью Зевса и Дионы, по сказанию, рождена из морской пены.
Как нарисовать гуся — урок 2
Этот гусь, видать, породистый — и на голове у него украшения, и брюхо отвислое — видать, что люди над его внешностью здорово поработали.
Как мы видим, туловище на ходу он держит чуть не под 60 градусов — сильно вверх. Зоб выпирает, крылья благонравно сложены на спине. Шея буквой S:
Лапы разлапистые. Голова круглая и не казалась бы большой, если бы не нарост в основании клюва:
Еще мы приготовили для вас изображения гуся с различными положениям шеи. Шея птицы может изгибаться весьма причудливо, под довольно большим углом. Совсем бы не хотелось давать этим изгибам какие-то названия.
Начинаем рисовать, как водится, с наброска карандашом.
Теперь общий план будущей картинки ясен и мы начинаем рисовать туловище гуся.
Как легко нарисовать гуся карандашом поэтапно для детей и взрослых. Учимся рисовать поэтапно карандашом красивого гуся вместе с ребенком. Узнайте как быстро и легко научиться рисовать красивую гусыню.
Каждый человек в своей жизни хочет научиться рисовать красиво и быстро, дети особенно любят рисовать и хотят научиться красиво рисовать, им интересно научиться рисовать не только природу, солнце, цветы, дома, людей, но и домашних животных, диких животных.
Сегодня посмотрим, как можно легко и быстро научиться рисовать одно из домашних животных, гуся. Возьмите лист бумаги и карандаш, посмотрите внимательно на картинку, где нарисован гусь. Посмотрите расположение гуся, как и где расположены у него разные части тела.
В центре картинки нарисовано туловище гуся, справа хвост гуся, слева голова гуся, внизу нарисованы лапки гуся.
Теперь таким же образом, мысленно, разделите свой лист бумаги для разных частей тела гуся.
Сначала начните рисовать гуся с туловища, туловище гуся нарисуйте в виде большого овала правая часть овала находится ниже, а левая часть туловища расположена выше. Немного выше туловища с левой стороны нарисуйте голову гуся, в виде небольшого круга. Соедините голову и туловище двумя плавными линиями – это будет шея гуся.
В центре головы нарисуйте глаз гуся. С левой стороны нарисуйте клюв гуся он немного похож на два треугольника, кончики клюва острые.
Теперь нарисуйте гусю крыло оно должно быть большое, конец крыла заостренный. Внизу нарисуйте лапки гусю. Лапки у гуся короткие, сзади нарисуйте гусю шпоры.
Дорисуйте крыло гуся, нарисуйте ему перышки, длинные и красивые.
Посмотрите, какай красивый гусь у вас получился. Раскрасьте гуся любыми цветами или оставьте белым, какие вам понравится.
Доклад №2
Славянское название музыкального инструмента гусли происходит от слова “гусль”. В древности так называли струну охотничьего лука. По другой версии от действия “гудеть”. Им обозначали звуки, извлекаемые при соприкосновении со струнами.
Тысячелетняя история скрывает от нас место рождения этого уникального инструмента. Зато на гуслях играли в княжеских хоромах и в избах простых людей. Гусли сопровождали исполнение былин и народных песен. Византийские цари в девятом веке были поражены игрой славянских гусляров.
Гусли делали различной формы: шлем (шлемовидные); трапеция (трапециевидные); крыло (крыловидные). Гусли ставили на колени или на подставку и перебирали струны обеими руками. Во время гуляний носили их на крепких кожаных ремешках.
Древнерусские мастера изготавливали их из древесины ели или клёна. Клён яров, используемый мастерами, дал название гуслям. Их стали величать “Яровчатые”. С появлением звонких металлических струн, закрепилось название “Звончатые”. Ученые предположили, что пятитоновый лад русской песни определил необходимое количество. На гуслях их число варьирует от пяти до 66 струн. Секреты изготовления инструмента передавались умельцами из поколения в поколение.
Постепенно менялась форма инструмента, детали его изготовления. Из народного он превратился в сценический. Его колоритное звучание придает оркестровой музыке новые краски.
В Новгороде во время археологических раскопок были найдены деревянные гусли с изящным корпусом начала XII века. На них были изображены языческие орнаменты древнего Новгорода. Вторая находка — маленькие гусельки длиной почти 37 см, их украшала резьба и иллюстрация священной лозы. Сохранилось имя мастера-гусляра. Смогли прочитать надпись ,,Словиша”, что означает,, соловей”. По другой версии считается, что так называются сами гусли, принадлежавшие славянину. История Православия повествует о сожжении инструментов целыми возами, а тех кто на них играл и рассказывал сказки подозревали в ворожбе. Церковь связывала гусли с языческими верованиями.
Сегодня к этому народному инструменту относятся очень трепетно. Его можно встретить в любом оркестре, исполняющем народную музыку и композиторские произведения, которым гусли добавляют неповторимости.
Появляются новые модели. Например, клавишные гусли. Гусляры-сказители восстанавливают древние традиции игры.
История
Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.
Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива.
Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.
В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.
Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.
Разновидности
Современные гусли бывают крыловидными или же крылообразными, шлемовидными или шлемообразными, лировидными и стационарными. Стационарные, в свою очередь, подразделяются на клавишные и щипковые.
Крыловидные
Крыловидные гусли, известные в народе как яровчатые или звончатые, сегодня считаются наиболее популярными. Ранее чаще всего создавались девятиструнные и четырехструнные модели, но сегодня количество звучащих нитей может достигать от 5 до 18. Нынешние музыканты умеют настраивать крылообразный агрегат 12 разными способами. Игра на нем осуществляется главным образом путем бряцания правой рукой, хотя также возможны выщипывание отдельных струнок и тремоло. Особой чертой инструмента является наличие тонкого открылка, осуществляющего поддержку левой руки.
Шлемовидные
Корпус шлемовидных гуслей внешне напоминает шлем, отсюда и название. Раньше они были известны под названием «псалтирь», так как часто звучали в храмах. Количество струн варьируется от 10 до 26, но большее распространение получили модели с 25 штуками. Играть на шлемообразном инструменте приходится двумя руками: правая выщипывает основную мелодию, а левая отвечает за аккорды. Предварительно устройство устанавливается вертикально на колени играющего. Особой популярностью данная разновидность пользуется у современных бардов.
Лировидные
Лировидные, или же лирообразные, гусли обладают 5 струнами и так называемым игровым «окном» для манипуляции струнам: заглушкой ненужных или созданием дополнительных. Во время игры устройство приходится держать вертикально, устанавливая нижним концом на колене или поясе. На тыльной его стороне имеется проем, как у скандинавских лир, в котором размещается рука играющего. Сегодня лировидная разновидность встречается только в музеях и у коллекционеров.
Стационарные
Категория стационарных гуслей объединяет клавишные и щипковые модели, обладающие хроматическим звукорядом. Их особенность заключается в фиксации на определенном месте для облегчения игры. Внешне инструмент может напоминать клавир, быть столообразным или прямоугольным. Музыкант может сидеть или стоять возле установки и использовать для игры обе руки.
Щипковые
Щипковые гусли выглядят как стальная рамка, на которой в два уровня натянуты струнки. Она, в свою очередь, закрепляется на деревянной основе с ножками. Диапазон щипковой разновидности соответствует диапазону клавишной. Играть на ней следует двумя руками.
Концертные
Клавишные гусли, так же известные, как концертные, обладают охватом звуковысот от 4 до 6 октав. Количество звучащих прутиков на устройстве с клавишами – от 49 до 66, причем наибольшее количество приходится, как правило, на оркестровые модели. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струнки, которым и требуется зазвучать.
Электронные
Любители современных технологий вовсю наслаждаются электронными гуслями с подзвучкой, хотя многие гусляры даже не воспринимают их всерьез. Обычно их стилизуют под этнические модели и оборудуют гитарными колками.
Другие
Под академическими, или звончатыми, обычно подразумеваются измененные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Также у них смонтирована специальная подставка возле колок. Во время игры левой рукой обычно фоново происходит выщипывание, а правая ведет мелодию. Перекрестные гусли были разработаны в середине прошлого века. Они представляют собой инструмент с очень сложной акустической системой, обладающий крупными габаритами и 50 струнами.
Доклад №5 Мзыкальный инструмент — гусли доклад
Музыка появилась практически с зарождением самого разумного человечества. Сначала люди слушали и подрожали звукам природы, к примеру, они могли слушать капли дождя и имитировать ритм с помощью доступных предметов. После этого появились и различные инструменты, которые позволили создавать музыку более разумно и многообразно.
Одним из самых первых музыкальных инструментов считается лук, точнее, его тетива, которая может издавать различные звуки. Как известно, если менять натяжение или зажать тетиву в какой-то части, то звук будет меняться. Об этом писал еще Пифагор, который измеряя длины струны определил частоту вибраций и выявил разные ноты.
Гусли тоже, по сути, являются потомками лука как музыкального инструмента. Только струны снабжались резонаторами – полостями, которые усиливали звук и использовались для того чтобы прикреплять струну. Кстати, издревле на Руси струна для лука называлась гусла, вероятно, отсюда и название самого распространенного струнного инструмента.
Сначала делали так называемые шлемовидные гусли, которые имели корпус похожий на шлем, но после этого стали делать крыловидные. Именно образ крыловидных гуслей наиболее распространен и появляется в сознании у большинства людей, которые слышат данное слово. По форме они напоминают трапецию, но есть сторона с красивым изгибом (хотя может и не быть) который похож на изгиб крыла.
Гусли известны на Руси с давних времен и были одним из основных народных инструментов, при этом во многих других странах гуслей не знали и мастерство русских музыкантов удивляло иностранцев. Изначально для создания инструмента использовали цельный кусок древесины. Чаще всего брали ель или клен, в котором выдалбливали полость нужного размера и натягивали сверху струны, которые со временем стали металлическими и давали характерный звон, поэтому и гусли такие стали называть звончатыми.
На протяжении существенного времени гусли были народным инструментом и прочно составляли существенную часть культуры страны. Они были связаны не только с музыкой и с традицией передачи сказаний и даже тайных знаний. Образы гусляров прочно вошли в народную культуру, к примеру, Садко является гусляром и он не просто играет на гуслях, но и обладает тайными силами, способен подчинить морского царя.
Со временем гусли исчезли из обихода, стали под запретом. Однако сейчас искусство создания гуслей постепенно возрождается снова.
2, 3, 4 класс
Техника игры
В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.
Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.
Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.
Шлемовидные
При этом они указывают на возможную взаимосвязь данного инструмента и западноевропейского псалтериума
Следует обратить внимание на точку зрения историка А. А
Новосельского. По его мнению, применяемые в музыке гусли такого типа, заимствованы у западноевропейских народов. На это указывает название и внешнее сходство с псалтериумом.
Шлемовидные гусли возникли на Руси в девятнадцатом веке. В Великом Новгороде было найдено пять изображений музыкальных инструментов. На всех изображён музыкант с инструментом, схожим с шлемовидными гуслями. Такого исполнителя называли гудцом.
Что потребуется?
Сделать гусли своими руками не так уж и сложно, если, конечно, человек обладает достаточными навыками в столярном деле. Испокон веков и по сей день этот инструмент выполняется из высохшей старой, но не потрескавшейся древесины: кедра, ели, клена или сосны.
Некоторые элементы гуслей придется клеить, поэтому в арсенале необходимо держать также столярный клей. Обрабатывать уже сделанный корпус рекомендуется морилкой: ее использование предотвратит гниение и появление плесени, если древесина вдруг оказалась свежей. В качестве струн зачастую используются гитарные или фортепианные: их достать проще всего, а еще они очень удобны в регулировке. Если нет желания поддерживать аутентичность инструмента, то и колки можно не изготавливать самостоятельно: достаточно вставить в корпус гитарные, гусли от такого нововведения ничего не потеряют.
Гусь с желтыми лапками
В первом разделе мы только начали учиться тому, как нарисовать гуся карандашом. Теперь рассмотрим более детализированный, реалистичный вариант. Кроме того, у нашего гуся будут симпатичные желтые лапки с перепонками.
Первым делом наметим общие очертания туловища. Грудь птицы выдается вперед, а сзади торчит короткий хвостик.
Потом изобразим крылья и аккуратно наметим мышцы ног — они у гусей достаточно мощные.
Теперь — шея, длинная, жилистая. И маленькая овальная голова.
На голове надо изобразить глаз и большой округлый клюв.
И, конечно, не обойтись без больших перепончатых лап, ведь эти птицы отлично плавают.
Чтобы рисунок смотрелся интереснее, сделаем лапки и клюв гусака желтым.
Теперь рисунок полностью готов.
Принцип игры и строй
На трапециевидных и треугольных гуслях, которые можно купить и сегодня, музицируют как взрослые, так и дети. Желая обучить ребёнка игре на национальном инструменте, родители отводят его в музыкальную школу и отдают предпочтение именно гуслям – яркому представителю русской культуры.
Для такого инструмента существует собственная нотная грамота. На детских экземплярах, содержащих от 9 до 12 струн, сразу нарисованы обозначения и весёлые подсказки для ребят.
Принцип игры прост: левой рукой вы зажимаете одну или несколько струн, то есть аккорд, а правой в это время нужно сыграть мелодию. Чем сложнее устройство инструмента, тем более виртуозным музыкантом надо быть для исполнения композиций на нём. Играть можно стоя, но большинство отдаёт предпочтение табуретам: главное – упереть инструмент в ногу и слегка наклонить к себе, чтобы спина и руки не устали во время игры.
Академически гусли, участвующие в оркестрах, имеют немного струн, а на сцене музыкант, как правило, чередует ансамблевые и сольные партии.
Схемы и чертежи
Существует несколько разновидностей гуслей, которые отличаются не только по форме, но и по количеству струн. Самой популярной формой являются крыловидные или звончатые гусли: они напоминают по своему строению трапецию, а струны (в количестве от 5 до 17) с диотоническим звукорядом расположены на них веерообразно.
Лирообразные гусли легко узнаются по проему у их расширенного конца, который называется игровым окном. В отличие от остальных видов инструмента, которые при игре кладутся музыканту на колени, эти гусли ставятся исключительно вертикально. Стандартным количеством струн для них является число 5. Стационарные гусли имеют прямоугольный вид. Они называются также клавироподобными, столообразными и поповскими. Отличаются от всех предыдущих своей неподвижностью и большим количеством струн, достигающим 66 штук.
Самыми распространенными являются крыловидные гусли. Их стандартные размеры: длина – не больше 80 см, ширина зависит от удобства музыканта, а толщина достигает 4-6 см. Также стоит предусмотреть место для открылка – это такая своеобразная подставка под руку, которая позволяет музыканту удобно играть, не держа ее на весу. Ее размеры колеблются от 6 до 11 см.
Расчеты нужно производить еще на стадии создания эскиза, ведь от роста и параметров музыканта зависит размер бревна, которое берется для вырезания: оптимальная длина одного полена должна достигать 1 метра, а его диаметр варьироваться в пределах от 35 до 40 см
Еще одной важной характеристикой считается внутренний объем гуслей: корыто должно быть достаточно глубоким, чтобы звук резонировал хорошо и громко. Оптимальный размер – от 3 до 8 см, но можно углубиться сильнее: все зависит от желаемого эффекта
Толщина дна не должна превышать 2 см, а ширина дна возле «пятки» – места, где крепятся струны, должна сужаться.
Границы гуслей по бокам должны составлять 1 см, а сверху и снизу – 2,5 см. Дека, накладывающаяся на корпус гуслей, должна быть выполнена из тонкого листа дерева – не более 3 мм: так она будет упруго держаться на пружинах внутри корпуса, создавая натяжение и повышая звонкость и тембр инструмента.
Разновидности и типы гуслей
Крыловидные
Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд
. Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».
Шлемовидные
Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие
. Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.
Лирообразные
Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность
. Стоят очень дорого.
Стационарные
Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают
- клавирообразные;
- столообразные;
- прямоугольные.
Речь идет
Посмотрите
Как играть?
Современная школа игры на гуслях позволяет исполнять музыку и сидя, и стоя. В первом случае инструмент обычно подвешивается на веревочку или ремень, а во втором – ставится на слегка раздвинутые колени с легким наклоном в сторону корпуса. Верхний угол обычно принято прижимать к груди. Сидеть нужно на половине подходящего по высоте стула с прямой осанкой, опираясь ступнями об пол. Устройство можно также просто положить на колени или разместить на столе. Пальцы, поставленные возле резонаторного отверстия, слегка сгибаются.
В принципе, играть на гуслях получится и медиатором – небольшой овальной пластинкой из кости или пластика, обладающей заостренным углом. Его длина не превышает 25 миллиметров, а ширина – 20 миллиметров. Касаться струн можно обоими концами медиатора: заостренный даст резкий звук, а округлый – более мягкий. Держать вспомогательное устройство надлежит между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки.
Первые уроки игры на инструменте обычно знакомят с разнообразными приемами извлечения звуков. Бряцание принято получать, поочередно ударяя медиатором по стрункам вверх и вниз, а глиссандо – скользя им же по открытым струнам. Арпеджио требует последовательно воспроизводить звуки, входящие в аккорд: от низких к высоким или наоборот. Пиццикато — это проигрывание отдельных звуков или аккордов: делать это нужно при помощи щипков правой или левой рукой. Наконец, легкие удары медиатором по струнам вверх и вниз позволяют получить тремоло.
Настройка инструмента происходит в мажорной тональности согласно его строю. Пользоваться для этой цели удобно специальной программой, воссоздающей хроматический тюнер. Настраивать гусли всегда следует от первой (самой длинной) струны, то есть ноты соль. Начинающим гуслярам рекомендуют начать с исследования, какая нота звучит на какой струне, а также запоминания ее латинского обозначения. Также на первых уроках запоминаются аккорды, возможные для воспроизведения на конкретном инструменте, и постановка пальцев для их получения.
Гусли в наше время
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.
Мастер-классы по рисованию для начинающих
Практически на всех картинках, эскизах или фото гусей изображают в боковой проекции. И именно с данной работы следует начинать практическое обучение рисованию домашней или дикой птицы. Наиболее оптимальные эскизы для начинающего мастера:
- Одиночный гусь в боковой проекции.
- Гусыня и несколько маленьких гусят.
- Два лебедя на озёрной глади. Изображение диких птиц часто используется для декорирования поздравительных открыток, писем или для домашних аппликаций.
Каждый из представленных рисунков имеет свою пошаговую инструкцию по проведению творческого занятия. При возникновении трудностей художнику следует внимательно изучить детали готовых рисунков, подготовить фото шаблон, просмотреть несколько видео-уроков по рисованию гуся.
Рисование одиночного гуся
Приготовив все необходимые материалы, следует приступать к мастер-классу:
- Лист бумаги располагается на столе в своей продольной проекции.
- На листе карандашом следует отметить центральную область, куда будет проецировано туловище гуся. Все остальные детали располагаются по примерной окружности центральной фигуры.
- На выделенной области рисуется овал, направленный своим левым краем кверху примерно на 15 градусов.
- На небольшом расстоянии вверху и справа изображается круг, диаметр которого составляет 1/10 часть от окружности овала.
- Между двумя основными фигурами рисуется длинный коридор – шея гуся.
- По центру круга изображается глаз – точка в двумя контурами.
- Клюв рисуется в виде двух сладок в области левого контура головы.
- Переднее крыло, которое доступно обзору зрителя, имеет форму овала с заостренным концом. При изображении переднего крыла ход карандаша направляют прямо противоположно направлению первой овальной фигуры.
- Две лапки отходят от нижнего контура туловища. Задняя лапка выступает на 2/3 из-за силуэта передней ноги.
Последняя задача, которая стоит перед художником, — это сглаживание острых углов, создание плавных переходов между деталями нашего одиночного гуся. На переднем крыле дорисовываются перышки, кончики перьев острые, направлены назад и кверху.
На верхней складке клюва отображаются небольшие бугристые выступы, придающие птице реалистичный вид. Слегка выступающий лоб – отличительная особенность, как домашней, так и дикой птицы.
Сделав последние штрихи при помощи ластика, остается только придать фигуре цвет. Гуси чаще всего выполняются в серых оттенках палитры: более темные краски на крыльях, более светлые тона – на шее и голове.
Рисование гусыни и гусят
Наиболее известное изображение семейства домашних гусей – это мать-гусыня с цепочкой маленьких гусят позади. Для рисования необходим тот же набор материалов, что и для предыдущего способа. Инструкция по изображению гусиной семьи:
- Старшую птицу изображают по уже известной схеме.
- Другое дело – маленькие гусята. Перед началом работы следует внимательно изучить все детали готовых рисунков, фотографий, эскизов.
- Маленький гусёнок отличается не только меньшими размерами, но и другими пропорциями туловища. Для рисунка будет характерны следующие особенности: большая голова, короткая шея и низко расположенное туловище.
- На листе бумаги рисуют два круга. Нижний круг имеет более вытянутую форму. Между двумя деталями проводят тонкую полоску, по которой дорисовывают контуры шеи гуся.
- Большая голова также приобретает другую форму – более округлую и с достаточно объёмным клювом.
Остальные детали штрихуют подобно предыдущему рисунку. Для создания детского рисунка или сказочного сюжета можно при окраске использовать более яркие оттенки.
Лебеди на озёрной глади
Данный мастер-класс является более сложным для начинающего художника. Инструкция по рисованию пары лебедей:
- На листе бумаги следует изобразить два овала, расположенных вплотную друг к другу.
- От овалов нужно провести две линии таким образом, чтобы вместе они ограничивали фигуру сердца.
- Для туловищ лебедей по боковым поверхностям рисуют два больших овала. В отличие от остальных представленных моделей, овалы имеют строго горизонтальное расположение.
- По двум линиям дорисовывают контуры шеи, тщательно выводят черты головы, клюва, глаз. Клювы должны быть направлены вниз у обоих лебедей.
- Работа над туловищем заключается в дорисовке передних крыльев и хвоста.
Водную гладь изображают в виде небольших волнистых линий. Лебеди на рисунке могут иметь белую или черную окраску, а поверхность озера – синий цвет.
Полученные знания по изображению домашней или дикой птицы можно применить, как для обучения ребенка основам художественного искусства, так и для украшения подарочной открытки. Рисование гуся или лебедя – весьма лёгкая задача, нужны лишь тренировки и желание от мастера.
История
Исследователи начала двадцатого века обратили внимание на удивительную деталь. Они отметили сходство марийских и чувашских гуслей с рисунками рассматриваемого нами инструмента на страницах средневековых русских рукописей
На указанных изображениях исполнители зацепляют струны пальцами. Сам инструмент они держат на коленях. Таким же образом играли в начале двадцатого века марийцы и чуваши.
Число струн было не всегда одинаковым. Псалтиревидные гусли, по мнению исследователей, в Россию были занесены греками. Марийцы и чуваши этот инструмент заимствовали от русских. Клавирообразные гусли встречались в начале двадцатого века главным образом среди русского духовенства.
Этот инструмент состоит из особого прямоугольного резонансового ящика, дополненного крышкой, который располагается на столике. На доске делается ряд круглых вырезов — голосников. К ней прикрепляется пара вогнутых деревянных брусков. В один из этих элементов ввинчиваются железные колки. На них наматываются металлические струны.
Другой брус служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй. При этом струны, которые соответствуют чёрным клавишам помещаются ниже тех, которые соответствуют белым.
Для клавирообразных гуслей создавались ноты. Также существовала школа, которая в начале двадцатого века была основана Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Этот человек также является автором самоучителя, посвященного данному инструменту.