Од по декоративному рисованию в старшей группе. раскрашивание и украшение узорами вылепленной куклы «дымковская барышня»

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания глиняных фигурок живы до сих пор. В мир современных технологий этот промысел так и не стал автоматизированным. Статуэтки по-прежнему создают вручную, придерживаясь правил, зародившихся четыреста лет назад.

К сожалению, юным мастерам порой не хватает усидчивости и терпения, чтобы пройти полный курс обучения. Но тот, кто постигнет эти азы, становится настоящим профессионалом. Руками умельцы создают шедевры, каждая игрушка индивидуальная и неповторима.

Чаще всего на производстве заняты женщины. Полет фантазии и знание старинных традиций помогает девушкам создавать уникальные образы и максимально достоверно их передавать.

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним

Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Яркая «дымка»

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.

Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.


Мастерица Анна Мезрина

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.

Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.


Дымковская игрушка


Дымковская игрушка


Дымковская игрушка

Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.


Скульптурная композиция «Семья» в Кирове


Балет «Дымковская игрушка»


Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»

Подготовка материала и инструмента для творчества


Дымковская игрушка XIX в.

Процесс лепки – это всегда ручной труд, а слепить двух одинаковых петушков или барышень невозможно. Каждый раз получается действительно эксклюзивный сувенир. Но чтобы сделать его согласно дымковским традициям, нужно подготовить инструменты и, конечно, материал.

Вам понадобятся:

  • глина натуральная (продается в брикетах в магазинах товаров для творчества);
  • стеки;
  • удобный коврик для лепки;
  • доска для лепки;
  • баночка с водой;
  • кисть;
  • полиэтиленовый пакет;
  • влажное полотенце;
  • белила (можно взять обычную водостойкую краску без содержания лака);
  • краска для росписи (в идеале – темпера, но подойдет и акрил).

После печного обжига заготовка будет красно-коричневой. Раньше для побелки использовался мелово-молочный раствор: в него игрушку мастер окунал целиком. На поверхности молоко скисало, благодаря чему на сувенире образовывалась яркая пленка из козеинового клея.

Сегодня художники обеливают игрушку темперными белилами. Но если вы хотите следовать традициям, можете провести окунание изделия в мел, измельченный в молоке.

Старинный способ росписи также несколько отличается от современного. Сухие краски умельцы растирали с яйцом, добавляя в состав уксус или перекисший квас. В 20-ом веке расписывали работы, в основном, гуашью, которую тоже разводили на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки — в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Как сделать своими руками другие поделки?

Из пластилиновой основы можно сделать и многие другие красивые дымковские игрушки. Рассмотрим несколько поэтапных мастер-классов и инструкций.

Барышня

Ее создание стоит начинать с изготовления пышной юбки. Чтобы она получилась аккуратной и красивой, рекомендуется воспользоваться каркасом. В качестве него чаще берут горлышко от пластиковой бутылки. Его следует облепить тонким слоем пластилиновой массы. Причем на такой опоре лучше также сформировать туловище и голову барыни.

На пластмассовой основе стоит вылепить руки, головной убор и волосы. Когда все будет сделано, можно приступить к росписи статуэтки. Чаще берут 2-3 яркие расцветки. При помощи красок наносят различные узоры на пышную юбку. Нередко делают какую-либо отдельную маленькую фигурку, которую помещают в руках барышни. Готовую игрушку лучше сразу покрыть грунтом.

Если вы планируете сделать головной убор, то сначала надо вылепить полумесяц. Его слегка сгибают таким образом, чтобы деталь получилась немного волнистой. Сделанный кокошник прижимают к голове барышни. Все соединения тщательно проглаживаются пальцами. В конце у изделия формируют объем.

Мастера также делают такие статуэтки, которые изображают крестьянок с детьми на руках либо с ведрами на коромысле. На голове барыни, как правило, находится кокошник, который тоже можно расписать красками.

Лошадь

Теперь рассмотрим пошаговую схему, по которой можно легко сделать своими руками коня. В данном случае берется белая масса, она разделяется на несколько отдельных кусочков, из которых формируются туловище, голова, конечности, уши, хвост и грива. Туловище при этом лепят из самого большого кусочка, из него делают заготовку овальной формы.

Конечности лошади лучше сделать в виде конусов, которые будут расширяться кверху. Концы при этом немного загибают. Шею и голову стоит лепить из загнутой пластилиновой полоски. После этого создают уши конической формы, гриву, которая будет состоять из двух переплетенных между собой жгутиков. Их соединяют в одно замкнутое кольцо и присоединяют к белому туловищу.

После того как фигурка будет сделана, ее лучше покрыть белой гуашью, которую разводят напополам с клеем ПВА. Изделие должно полностью просохнуть, только после этого можно приступать к раскрашиванию, для этого проще всего воспользоваться акриловыми составами.

Козлик

Для изготовления самодельного козлика стоит взять белый мягкий пластилин. Его можно разделить на несколько отдельных частей, из которых далее создают туловище, голову, рога и конечности. Иногда фигурку формируют сразу из одного цельного куска.

Рога часто изготавливают из желтой массы. Для этого отщипывают два небольших куска, которые аккуратно скручивают в два жгутика. Затем каждый из них немного загибают с одного конца. Оба элемента должны иметь одинаковые размеры.

Одновременно с этим надо взять черный пластилин, из которого отдельно лепят глаза, уши и копыта. Все детали соединяют в одну поделку, после чего приступают к росписи акриловыми красками. Как правило, узоры наносят на конечности и туловище.

Собака

Для изготовления данной фигурки можно взять любой пластилин. Его сминают в одну однородную мягкую смесь. После этого из нее делают толстую заготовку овальной формы, она будет использована для создания туловища и конечностей.

Затем следует сделать надрезы при помощи стека на заготовке сразу с двух концов. Центральную часть пластилинового изделия немного выгибают, это и будет туловище, концы закругляют. Позже берут еще три небольших кусочка.

На доске раскатывают две тонкие колбаски (одна из них должна быть побольше), а также скатывают один шарик. Это будет голова животного. Шарик прикрепляют к туловищу собаки. Все места соединения при этом тщательно разглаживаются, чтобы игрушка смотрелась красиво и аккуратно.

Затем прикрепляем к основе хвост, предварительно скатав его в небольшую колбаску. В конце к поделке приделывают уши. Для этого тонкий кусочек пластилина разминают с двух краев пальцами.

Когда статуэтка будет готова, ее следует покрыть белой гуашью. Для того чтобы она ровнее ложилась, состав стоит смешать с клеем ПВА. Грунтовку рекомендуется начинать с нижней части изделия.

Когда поделка полностью высохнет, можно приступать к декорированию. Для этого применяются разные акриловые красящие составы.

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним

Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, — А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И

Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И

Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Ход ОД:

1.Вводная часть:

— Ребята, я так рада вас видеть вас сегодня, давайте поздороваемся, назовем друг друга ласково и пожелаем хорошего дня

— «Здравствуй, Дашенька.

— Давайте поздороваемся и с нашими гостями.

Стук в дверь. (Курьер приносит посылку в группу.)

— Здравствуйте. Ой, что это?

-Вот, меня просили доставить для вас эту посылку. Получите и распишитесь.

— Хорошо. Спасибо.

— Интересно, ребята, как вы думаете, откуда могли прислать нам эту посылку? (из Дымкова)

-Почему вы так решили( (предположение детей, что посылка из села Дымково, т. к. на ней дымковский узор).

— Кто мог прислать нам такую посылку? (предположение детей о том, что это могла сделать Даша).

— Давайте откроем и посмотрим, что же лежит в посылки. (Открываем посылку видим кукол)

Беседа:

-Ребята, смотрите что здесь. (барышни).

-Действительно барышня. (Рассматриваем барышней).

— Что это за барышня? (дымковская)

— Ребята, вы знаете, почему эти игрушки называются дымковские (потому что они сделаны в селе Дымково)

— Из какого материала делают дымковские игрушки? (глины)

— Игрушки, сделанные из глины какие? (глиняные)

— Кто делает и расписывает Дымковские игрушки? (мастерицы и мастера)

— Какие цвета используют в росписи Дымковской игрушки (яркие)

— Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?

— Что означает круг в узоре? Волна?

-Молодцы, все знаете!

Нахожу флешку.

-Ой, ребята, да здесь еще что-то есть. Что это?

-Давайте посмотрим что на флешке.

-Ой, да это видеописьмо!

-Ребята, Вы узнали кто это? (это Даша-путешественница).

(В видеообращении путешественница Даша рассказывает, о том, что совсем скоро в Дымковской слободе будет проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар. Но вот беда, она совсем не успевает расписать свои игрушки и просит детей ей помочь).

— Ребята, поможем Даше расписать барышень для ярмарки?

— Тогда я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.

Дети проходят к столам. Одевают фартуки.

— Ребята, вы можете выбрать себе для росписи, любую барышню.

— Какую барышню ты выбрала, Полина?

II.Основная часть:

— Прежде чем мы приступим к работе, давайте,возьмем кисти и разомнем наши пальчики:

Физминутка:

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх — вниз, вправо — влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз.

Всё получится у нас!

Практическая часть:

-Приступаем к работе. Все необходимое для росписи у вас на столе.

— Помните правила росписи. НЕ ПОДНИМАЕМ БАРЫШНЮ, ПОВОРАЧИВАЕМ ПЛАНШЕТ.

-Каким цветом должна быть дымковская игрушка? (основной цвет — белый).

«Кофточки цветные, юбки расписные (беседа за столом, роспись под музыку)

Беседа за столом. Не забывайте промывать кисточку. Не забывайте пользоваться салфеткой.

-Как тебе кажется, чем любит заниматься твоя барышня? А твоя?

— Какого цвета ты хочешь расписать кафтан своей барышни?

— А что за головной убор у твоей барышни?

-А у какой ещё барышни есть кокошник?

— Кто такая нянюшка?

-Что делает водоноска? На чем водоноска носит ведра с водой? (КОРОМЫСЛА)

-Ребята, а для чего вообще в Дымковской слободе делали игрушки?

— Как вам кажется, для чего нужны игрушки?

— Ребята, а вы знаете, Дымковской игрушке уже более 400 лет. И в городе Киров есть музей Дымковской игрушки. И даже есть памятник Дымковской игрушке.

— Ну что? Все справились с заданием?

-Какие красивые получились у вас барышни.

-Как думаете, нашей Даше-путешественнице они понравятся?

-Мне, кажется, что да.

Итог:

Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

-Спасибо вам, ребята, Я думаю, мы действительно помогли Даше. Сейчас наши барышни высохнут, мы аккуратно составим их в посылку и отправим Даше в Дымковскую слободу.

-Давайте наведем порядок на рабочих местах.

«Дымковская барышня». Демонстрационный материал для детей старшей и подготовительной групп

Яна Викторовна Павлова

«Дымковская барышня». Демонстрационный материал для детей старшей и подготовительной групп

Начну с того, что идея была подсказана преподавателем в колледже, и на сегодняшний день, «окунувшись с головой» в работу с детьми, я оценила многофункциональность этого пособия. Данное пособие можно использовать и как демонстрационный материал, и как дидактическую игру.

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно — прикладного искусства.

В рисовании — совершенствовать технику гуашевыми красками:смешивать краски; легко и умело пользоваться кистью — создавать элементы узора.

Демонстрация барышни, со сменными юбками, пробуждает желание у детей: рисовать, вырезать, клеить. Предлагаю детям шаблон-силуэт барышни и фантазии ребенка нет предела.

Очень хорошо развивает мелкую моторику, эстетический вкус,придумывают свои орнаменты для юбки, и просто увлекаются, а может кто-нибудьстанет художником.

Конспект проведения занятия по лепке в средней группе на тему «Дымковская барышня» из соленого теста. Тема: «Лепка «Дымковской игрушки»(барышни) из соленого теста. Программное содержание. Учить детей лепить «барышню» по мотивам дымковских.

Мастер-класс «Дымковская Барышня» Уважаемые коллеги! Хочу вновь представить вашему вниманию свой мастер-класс! На этот раз я покажу вам как быстро и без труда сделать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дымковская барышня» в старшей группе Цель: развивать интерес детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании. Задачи:.

Источник

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним

Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector