Деревня жостово, жостовская фабрика подносов: музей и магазин

Подготовка к росписи

Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.


Покрытие подноса эмалью

Подготовительный процесс поэтапно:

  • отжиг – термообработка, при которой изделие нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
  • обезжиривание – поверхность очищается от жировых пленок и прочих загрязнений;
  • грунтование – обеспечивает защиту подноса от коррозии;
  • нанесение эмали – два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и зачисткой.


Мастер зачищает поверхность подноса

После того, как все этапы выполнены, за работу может браться художник. Только на такую, тщательно подготовленную поверхность идеально ляжет картинка.

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.


Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Модели для раскрашивания

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам Под Москвой деревня. Мастерством умельцы там Славятся издревле. Свежесть утра, жемчуг рос И цветенье лета Выливают на поднос Красками букета. (В. Борисова)

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий, репродукций с Жостовской росписью)

Черный фон сияет лаком. А на нем цветов краса, Алых, желтых с красным маком- Это просто чудеса. Колокольцы распустились, Незабудки встали в ряд, Засверкали, заискрились Посмотрите все подряд! Алы розы на подносе Вся природа – божий дар, В мире нет таких подносов Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.

Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

Ответ: Пять.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Жостовская роспись», плакатом с поэтапной росписью) Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи жостовского подноса:

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» — от слова «тень» — наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» — самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» — наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» — заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

7. Далее этап «Привязка» — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков.

8. Заключительный этап «Уборка» — бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

Особенности процесса окрашивания

Жостовская фабрика декоративной росписи, помимо подносов со стандартным черным фоном, производит предметы, на которых создают красные, синие, салатовые и голубые фоны. Для их изготовления на поверхность изделия наносят маленький слой светлого лака. Пока он сохнет, его присыпают специальным порошком.

После высыхания фона, его окрашивают лессировочными веществами выбранного оттенка или цвета, благодаря этому, может получиться красивый и яркий, но и одновременно мерцающий, как бы прозрачный, фон. Работа по цветному фону будет требовать изменения как колористических особенностей, так и технических методов. Таким образом, блики лишь немного обозначают, а тени слегка прорисовывают. Вот и весь несложный процесс, который со временем сможет повторить и начинающий.

Поэтапная техника росписи

Жостовские художники выполняли технику определенными беличьими кистями и специальными красками, которые разводят скипидаром или льняным маслом. Каждый творец всегда работает над несколькими изделиями. Для выполнения орнамента берется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая специальным порошком, или так называемое твореное золото — растворенный в скипидаре или прозрачном лаке порошок золотого цвета. Такая роспись производится в два этапа:

  • Замалевка.
  • Выправка.

На следующем этапе художник переходит к выправке и дорисовывает светлые места, накладывает разноцветные тени и вырисовывает блики, которые придают объем изделию. Тычинки цветов и прожилки листьев выполняются тонкими линиями. Большие детали жостовской росписи, такие как объемные цветы, связывают с наиболее тонкими стеблями, травинками и другими элементами композиции. Самым последним выполняется орнамент на борта.

Основные мотивы изображений

В основном мастера выполняют обычные цветочные композиции в форме жостовских букетов, в которых быстро чередуются крупные садовые и более маленькие полевые цветы. Как правило, основание композиции составляют пару больших цветов, таких как роза, астра, георгин или тюльпан, окруженные россыпью маленьких цветков и бутонов и связанных между собой небольшими стебельками, ветками и листиками. Помимо больших садовых цветов, многие мастера выводят на первый план композиции простые фиалки, ландыши, или ромашки.

Ну и в конце, можно выделить то, что многие дети любят такое творчество, поэтому в интернете есть много интересных идей. К примеру, мастер-класс по жостовской росписи с поэтапным рисованием для детей поможет обучить малыша чему-то новому и интересному. Поэтапные работы для дошкольников являются легкими и выполняются под наблюдением мастера, поэтому не стоит опасаться, что у ребенка не получится.

Originally posted 2018-04-18 12:55:49.

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Музей подносов в Жостово

Музейная экспозиция Жостовской фабрики состоит из 4 залов. Есть еще кинозал, в котором демонстрируется процесс изготовления знаменитых жостовских подносов.

Сначала мы рассматривали подносы в одиночестве, потом прибавилась еще одна пара. Но вот, на наше счастье, на фабрику подъехала группа с экскурсоводом, и мы немного послушали экскурсию. Вроде, думаешь, с этими подносами все понятно, смотри себе на рисунки, об истории и особенностях производства можно и в интернете почитать

Но экскурсовод обратила внимание на несколько деталей, мимо которых мы прошли, не заметив, рассказала об этапах развития производства, о вдохновителях, темах, процессе изготовления. Было интересно послушать

Основатель производства Петр Вишняков некоторое время работал на соседней фабрике в Федоскино, где производились лакированные шкатулки, узнал секреты производства и решил с братьями основать подобную мануфактуру в своей деревне Жостово. Фабрика братьев Вишняковых появилась в 1825 году. Сначала делали шкатулки и подносы из папье-маше, пока на какой-то ярмарке Вишняковы не увидели подносы из жести, которые, конечно, были более долговечны.

Первые подносы имели рисунки незамысловатые, но с каждым годом мастерство росло, появился собственный стиль. Художники в частности вдохновлялись натюрмортами голландских живописцев, а также рисунками китайских и японских мастеров.

Традиционные жостовские подносы – с букетом ярких цветов на черном фоне. Внутри – самые крупные и яркие цветы (обычно их три), чем ближе к краю – тем цветы мельче и бледней. Причем детали рисунка могут подсвечиваться с самых разных сторон, как если бы было несколько источников света, что на обычной картине выглядело бы неправдоподобно. Некоторые краски могут менять цвет при определенных ракурсах, например, подсвечиваться, вспыхивать.

Фон подноса может быть не только черным, но и зеленым, синим и даже бежевым.

При создании некоторых подносов используется такая техника как «коптешка», когда рисунок создается с помощью коптящей свечи.

Темой рисунков могут быть не только цветы, но и птицы, зверюшки, сказочные мотивы, пейзажи.

В советское время выпускались подносы с советской символикой, портретами вождей.

А есть и подносы, покрытые сложными геометрическими рисунками.

В последнее время стали экспериментировать и с разными материалами для изготовления подносов. Так, на выставке был очень эффектный поднос серебристого цвета с объемным рисунком: оказалось, он сделан из пластмассы.

Преобладают рисунки очень жизнерадостные, яркие.

Техника создания узора

Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности. Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов. Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.

Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем. Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём. Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.

С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.

В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector